Схема выбора профессии
15.04.2013

Всем известна формула выбора профессии, состоящая из трех слагаемых:

  • Хочу (ваши интересы, склонности, желания)
  • Могу (ваши ресурсы - здоровье, способности, личностные качества)
  • Надо (требования рынка труда).

Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека вообще не имеют точек соприкосновения, не соответствуют друг другу, это означает, что человек хочет делать то, чего делать не может, да ещё и в ситуации, когда это никому не надо. Как ни странно, но больше половины выпускников двигаются именно по этому пути.

Если удается найти компромисс между тремя слагаемыми, то шансы на достижение профессиональной успешности возрастают. Интерес к профессии по мере ее освоения может расти, а с ростом профессионализма возрастает и конкурентоспособность специалиста на рынке труда.

Идеальный вариант (и самый редкий) – абсолютное совпадение ваших желаний, возможностей и требований рынка – предоставляет шанс получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Факторы выбора профессии

Личный профессиональный план считается обоснованным, когда имеется
согласованность между факторами выбора профессии.



Структура личного профессионального плана

1. Главная профессиональная цель (мечта, жизненные идеалы на данный момент развития).

Представление о том, кем хочет быть, каким хочет быть, что хочет, достигнуть, каковы идеалы жизни и деятельности.

2. Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).

Представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей - «жизненная перспектива»

3. Знание путей подготовки к достижению профессиональных целей (особенно ближних) и способов работы над собой.

Знание себя (знание своих возможностей для достижения намеченных целей: ближних и дальних целей). Представления о внутренних условиях достижения целей (осознание собственных мотивов, интересов и склонностей, возможностей, способностей к обучению, состояние здоровья).

4. Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов).

Представления о внешних и внутренних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные последствия, возможное противодействие тех или иных людей)

5. Запасные варианты целей и пути их достижения на случаи возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.

Планирование жизни с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств. (Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь»).



Мотивы выбора профессии

1) МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА:

  • добиться положения в обществе
  • получить престижную работу
  • жить и работать среди образованных людей

2) МОТИВЫ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ:

  • иметь хорошую заработную плату
  • получить чистую и легкую работу

3) МОТИВЫ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ТРУДЕ:

  • реализовать свои способности
  • получить привлекательную, по душе, работу

4) МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА:

  • приобрести глубокие профессиональные знания

5) МОТИВЫ СОБСТВЕННОГО ТРУДА:

  • получить интересную специальность

6) МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА:

  • приносить пользу людям, обществу
  • получить профессию с которой легче найти работу

7) МОТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

  • получить диплом об образовании
  • стать культурным, образованным человеком

8) ИНДИФФЕРЕНТНЫЕ МОТИВЫ:

  • просто необходимо получить какую-то профессию

Ошибки выбора профессии

НЕДОСТАТОЧНОЕ ЗНАНИЕ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ:

  • Устаревшие представления о характере и условиях труда по конкретной профессии.
  • Увлечение только внешней стороной профессии (престижность, привлекательность, популярность).

НЕПРАВИЛЬНАЯ ОЦЕНКА СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ:

  • Неумение соотнести индивидуальные особенности и способности с требованиями профессии.
  • Замена способностей положительными личными качествами.
  • Ориентация на профессии только низкой или высокой квалификации.
  • Неопределенность желаний, жизненных целей.

НЕУМЕНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ В ПРАВИЛАХ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

  • Перенос отношения к человеку - представителю профессии - на саму профессию.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Выбор профессии “за компанию”.