Гончарова Т.Г.,
преподаватель иностранного языка
КГБОУ СПО «Амурский политехнический техникум»,
кандидат педагогических наук
В настоящее время много говорится об оптимизации учебного процесса, что ведет к повышению эффективности преподавания иностранного языка.
Большую роль здесь играет контроль обученности. В связи с этим мы можем говорить о возрастающем значении тестирования студентов в процессе обучения.
В настоящее время для многих студентов появляется возможность обучения за рубежом, где широко практикуется применение различных тестовых заданий, а следовательно, и необходимость сдачи международного экзамена, который предполагает тестирование.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что тестирование – неотъемлемая часть учебного процесса, а, следовательно, мы должны уделять достаточное внимание подготовке студентов к выполнению тестов, знакомить их со всем разнообразием тестовых заданий, а также правильно применять тестовую методику в преподавании иностранного языка.
Постоянный контроль работы студентов подталкивает самого преподавателя к поиску новых путей и методов преподавания иностранного языка, к выбору наиболее эффективных способов обучения, то есть способствует расширению творческой деятельности преподавателя.
Итак, работая с тестами, нужно четко представлять себе, что выявляется и чему способствует тестирование, каким должно быть качество тестов и какие виды тестового контроля применяются в современных методиках.
«Тест – это измерительная процедура, направленная на выявление и измерение специфических проявлений языкового поведения, составляющих компоненты языковой компетенции. Внешне это может быть выражено в специальной системе вопросов и заданий» (Л.Г. Денисова)
Современные тесты отличаются своей многоуровневостью, независимостью от учебных методик или преподавателя. Они также проверяют все четыре вида деятельности учащихся – чтение, аудирование, говорение и письмо.
Проводя классификацию тестов, мы также должны помнить, что проверяется тестами и какими видами работы это достигается.
Итак, попробуем провести классификацию тестов. Первое деление по видам речевой деятельности дает нам четыре группы тестов: тесты, проверяющие навыки чтения, письма, устной речи, аудирования. В отдельную группу можно выделить тесты, проверяющие навыки владения лексикой и грамматикой, которые мы называем лексико-грамматическими.
Попробуем поближе рассмотреть каждую группу тестов.
В первую группу выделим лексико-грамматические тесты, которые, в свою очередь, можно разделить на лексические и грамматические.
1. Лексические тесты проверяют навыки орфографии, словообразования, различения слов, близких по значению или написанию, то есть синонимов и омонимов. Например: глаголы do , make – делать и глаголы Lie – лгать и Lie – лежать.
2. Грамматические тесты проверяют навыки владения различными грамматическими явлениями, а именно:
Вариантами заданий в таких тестах могут быть:
Часто составляются единые лексико-грамматические тесты, проверяющие навыки владения всеми вышеназванными темами. Такие тесты можно встретить на вступительных экзаменах, в централизованном тестировании, на олимпиадах, а также при проверке усвоения материала, изученного за длительный период.
Ко второй группе можно отнести тесты на проверку письменной речи. Письмо проверяет навыки передачи идей и мыслей на иностранном языке, умение работать с документацией; извлекать ее в письменном виде. Среди письменных тестов можно выделить следующие:
Важной чертой такой работы является соблюдение логической последовательности высказывания, абзацев, умение соотносить и противопоставлять факты и употребление слов-связок.
В третью группу можно выделить тесты по чтению. Чтение проверяет уровень понимания и извлечения информации, предоставленной в письменной форме. Здесь наиболее часто встречаются два вида тестов: тексты с пропусками ( close tests ) и тексты с различными заданиями. Close tests проверяют умение восстанавливать недостающие смысловые связи, опираясь на контекст. Здесь могут быть предложены наибольшие тексты, опираясь на смысл. Также студентам могут предлагаться более крупные тексты с пропущенными предложениями, которые обычно помещаются после текста и которые предлагается расставить по своим местам согласно содержанию.
Тексты с заданиями (вторая группа) обычно имеют научно-популярный или социокультурный характер и рассчитаны на массового читателя.
Предпочтение отдается газетным и журнальным статьям, реже используются отрывки из художественных произведений. За последние годы изменился характер работы с текстами. Раньше отводилось время на чтение текста, затем он отбирался, а студентам выдавались задания, с которыми они работали по памяти. Ребята должны были отвечать на вопросы, выбирать правильный вариант ответа из нескольких предложенных, определять, верны или не верны высказывания, взятые из текста ( true / false ). Теперь текст предлагается оставлять на руках у студентов. Задания выдаются одновременно с текстом и студенты должны обращаться к источнику во время выполнения заданий, то есть используется метод поискового чтения. Диапазон же самих заданий расширяется и усложняется. Кроме вышеназванных, встречаются и такие, как:
Четвертая группа – тесты по аудированию. Аудирование проверяет уровень понимания и извлечения информации из устного сообщения. Само по себе аудирование считается достаточно сложным видом работы, которая требует большого внимания и сосредоточенности. Студентам предлагается одновременное прослушивание и выполнение заданий. Это означает, что тест по аудированию максимально приближается к естественной обстановке. Ведь в обычной жизни, слушая речь другого человека, мы и наблюдаем, и имеем возможность сразу реагировать. Те же условия создаются и тестом по аудированию, то есть студент одновременно слышит, видит и реагирует. Кроме того, в современных тестах предлагаются не только монологи, но и диалоги. В таких текстах могут быть и шумовое сопровождение, и различные диалекты, и идиоматические выражения.
Задания в таких тестах многообразны. Обычно перед началом прослушивания предлагается короткое время для ознакомления с заданием и требованиями к его выполнению. Задания по аудированию могут быть такие, как:
Тесты по аудированию проверяют умения студентов извлекать специфическую и фактическую информацию из прослушанного; идентифицировать говорящих; идентифицировать отношения между идеями и приведенной информацией, такие, как причина и следствие, порядок следования событий, сравнение. Они также проверяют умение следовать устным инструкциям и наставлениям; идентифицировать имена, даты, время; распознавать, что сообщает говорящий: факты, предположения или мнения; делать заключения и выводы.
К пятой группе можно отнести тесты по устной речи. Эти тесты проверяют коммуникативные умения студентов, владение лексикой; умение высказывать свое мнение, давать оценку, обобщать, делать выводы, расспрашивать, отвечать на вопросы, реагировать на реплики и замечания, объяснять работу устройств, указывать местонахождение объекта и т.д. Также эти тесты проверяют произносительные навыки студентов и умение грамматически правильно оформлять свою речь.
Устная речь имеет различные формы. Это может быть:
В отдельную шестую группу можно выделить тематические тесты на знание культурных, социокультурных, исторических, географических, политических, экономических и других сведений о стране изучаемого языка и своей собственной. Сюда можно отнести и психологические тесты, тесты научного характера и другие. Эти тесты используются в студенческих олимпиадах, викторинах, различных конкурсах и в процессе изучения иностранного языка. Они помогают поддерживать межпредметные связи, развивают познавательные способности студентов и повышают их интерес к изучению иностранного языка.
В последние годы в тестировании стали применять современные компьютерные технологии. Такое тестирование требует от студентов умения работать на компьютере и владения компьютерной грамотой.
Для чего нужна классификация тестов? Преподавателю необходимо ориентироваться во всем многообразии тестовых заданий. Классификация даст ему эту возможность, а также она позволит преподавателю планировать свою работу над тестами, а, следовательно, и прогнозировать результаты своей работы. Она поможет преподавателю сохранить и лучше распределить свое рабочее время и направить его на практическую работу со студентами.
Необходимо разработать и опробовать методику подготовки к тестам и только после этого подвергать студентов такому серьезному испытанию.
Актуальность тестовой методики очевидна. Поэтому здесь уместно остановиться на некоторых принципах подготовки студентов к тестированию.
Итак, тестирование является важным видом учебной деятельности. Обучая тестированию, мы учим студента мыслить более логично, развиваем у него другие модели мышления, учим нестандартному подходу к заданию, готовим его к тому, что в тесте может быть подвох. Студент должен дать ответ только после того, как сравнит данные теста и сделает вывод. Работая с тестами, он вырабатывает свою тактику, свой подход и свое видение проблемы. Но главное что мышление становится более организованным. Студент в состоянии отбросить все лишнее и не тратить силы на решение ненужных или несвоевременных задач. Иными словами, тестирование развивает у студента иной тип мышления.