ВИДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ С ТЕСТАМИ
25.09.2012

Гончарова Т.Г.,
преподаватель иностранного языка
КГБОУ СПО «Амурский политехнический техникум»,
кандидат педагогических наук

В настоящее время много говорится об оптимизации учебного процесса, что ведет к повышению эффективности преподавания иностранного языка.

Большую роль здесь играет контроль обученности. В связи с этим мы можем говорить о возрастающем значении тестирования студентов в процессе обучения.

В настоящее время для многих студентов появляется возможность обучения за рубежом, где широко практикуется применение различных тестовых заданий, а следовательно, и необходимость сдачи международного экзамена, который предполагает тестирование.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что тестирование – неотъемлемая часть учебного процесса, а, следовательно, мы должны уделять достаточное внимание подготовке студентов к выполнению тестов, знакомить их со всем разнообразием тестовых заданий, а также правильно применять тестовую методику в преподавании иностранного языка.

Постоянный контроль работы студентов подталкивает самого преподавателя к поиску новых путей и методов преподавания иностранного языка, к выбору наиболее эффективных способов обучения, то есть способствует расширению творческой деятельности преподавателя.

Итак, работая с тестами, нужно четко представлять себе, что выявляется и чему способствует тестирование, каким должно быть качество тестов и какие виды тестового контроля применяются в современных методиках.

«Тест – это измерительная процедура, направленная на выявление и измерение специфических проявлений языкового поведения, составляющих компоненты языковой компетенции. Внешне это может быть выражено в специальной системе вопросов и заданий» (Л.Г. Денисова)

Современные тесты отличаются своей многоуровневостью, независимостью от учебных методик или преподавателя. Они также проверяют все четыре вида деятельности учащихся – чтение, аудирование, говорение и письмо.

Проводя классификацию тестов, мы также должны помнить, что проверяется тестами и какими видами работы это достигается.

Итак, попробуем провести классификацию тестов. Первое деление по видам речевой деятельности дает нам четыре группы тестов: тесты, проверяющие навыки чтения, письма, устной речи, аудирования. В отдельную группу можно выделить тесты, проверяющие навыки владения лексикой и грамматикой, которые мы называем лексико-грамматическими.

Попробуем поближе рассмотреть каждую группу тестов.

В первую группу выделим лексико-грамматические тесты, которые, в свою очередь, можно разделить на лексические и грамматические.

1. Лексические тесты проверяют навыки орфографии, словообразования, различения слов, близких по значению или написанию, то есть синонимов и омонимов. Например: глаголы do , make – делать и глаголы Lie – лгать и Lie – лежать.

2. Грамматические тесты проверяют навыки владения различными грамматическими явлениями, а именно:

  • употребление времен английского языка в активном и пассивном залоге;
  • согласование времен;
  • употребление наличных форм глагола, герундия, инфинитива и инфинитивных конструкций и причастных оборотов;
  • употребление модальных глаголов;
  • употребление конструкций сослагательного наклонения;
  • употребление степеней сравнения прилагательных наречий;
  • употребление артиклей, предлогов, местоимений и т.д.

Вариантами заданий в таких тестах могут быть:

  • выбор правильного ответа;
  • постановка предложенных слов в правильную форму;
  • преобразование, составление или завершение предложений;
  • исправление ошибок;

Часто составляются единые лексико-грамматические тесты, проверяющие навыки владения всеми вышеназванными темами. Такие тесты можно встретить на вступительных экзаменах, в централизованном тестировании, на олимпиадах, а также при проверке усвоения материала, изученного за длительный период.

Ко второй группе можно отнести тесты на проверку письменной речи. Письмо проверяет навыки передачи идей и мыслей на иностранном языке, умение работать с документацией; извлекать ее в письменном виде. Среди письменных тестов можно выделить следующие:

  • заполнение бланков проверяет умение кратко излагать необходимую информацию личностного и делового характера;
  • описание таблиц и графиков проверяет умение извлекать, систематизировать и кратко передавать полученную информацию в логической последовательности, а также умение пользоваться речевыми клише;
  • написание личного и делового письма проверяет владение деловой этикой, а также знание общепринятых норм общения и связанной с ними лексикой, то есть знание этикета;
  • диктанты проверяют понимание иностранной речи на слух, знание лексики, орфографии и грамматики; умение писать и быстро соотносить звуковой и графический образ слова;
  • написание краткого реферата, эссе, сочинения на заданную тему,
  • проверяет умение изложить свои собственные мысли и сделать выводы.

Важной чертой такой работы является соблюдение логической последовательности высказывания, абзацев, умение соотносить и противопоставлять факты и употребление слов-связок.

В третью группу можно выделить тесты по чтению. Чтение проверяет уровень понимания и извлечения информации, предоставленной в письменной форме. Здесь наиболее часто встречаются два вида тестов: тексты с пропусками ( close tests ) и тексты с различными заданиями. Close tests проверяют умение восстанавливать недостающие смысловые связи, опираясь на контекст. Здесь могут быть предложены наибольшие тексты, опираясь на смысл. Также студентам могут предлагаться более крупные тексты с пропущенными предложениями, которые обычно помещаются после текста и которые предлагается расставить по своим местам согласно содержанию.

Тексты с заданиями (вторая группа) обычно имеют научно-популярный или социокультурный характер и рассчитаны на массового читателя.

Предпочтение отдается газетным и журнальным статьям, реже используются отрывки из художественных произведений. За последние годы изменился характер работы с текстами. Раньше отводилось время на чтение текста, затем он отбирался, а студентам выдавались задания, с которыми они работали по памяти. Ребята должны были отвечать на вопросы, выбирать правильный вариант ответа из нескольких предложенных, определять, верны или не верны высказывания, взятые из текста ( true / false ). Теперь текст предлагается оставлять на руках у студентов. Задания выдаются одновременно с текстом и студенты должны обращаться к источнику во время выполнения заданий, то есть используется метод поискового чтения. Диапазон же самих заданий расширяется и усложняется. Кроме вышеназванных, встречаются и такие, как:

  • выбор правильного перевода;
  • подстановка нужного слова;
  • определение, к кому или к чему могут относиться высказывания из текста;
  • определение как соотносятся друг с другом события или явления, упоминаемые в тексте;
  • выбор заголовка к различным частям текста;
  • заполнение схем;
  • восстановление порядка следования событий или этапов какого-либо процесса;
  • поиск заданной информации (дат, имен, событий и т.д.);
  • определение основной идеи текста;
  • описание деталей или порядка работы приборов в технических текстах;
  • комплектование предложений;
  • заполнение таблиц, форм, диаграмм;
  • классификация явлений, событий и другие задания.

Четвертая группа – тесты по аудированию. Аудирование проверяет уровень понимания и извлечения информации из устного сообщения. Само по себе аудирование считается достаточно сложным видом работы, которая требует большого внимания и сосредоточенности. Студентам предлагается одновременное прослушивание и выполнение заданий. Это означает, что тест по аудированию максимально приближается к естественной обстановке. Ведь в обычной жизни, слушая речь другого человека, мы и наблюдаем, и имеем возможность сразу реагировать. Те же условия создаются и тестом по аудированию, то есть студент одновременно слышит, видит и реагирует. Кроме того, в современных тестах предлагаются не только монологи, но и диалоги. В таких текстах могут быть и шумовое сопровождение, и различные диалекты, и идиоматические выражения.

Задания в таких тестах многообразны. Обычно перед началом прослушивания предлагается короткое время для ознакомления с заданием и требованиями к его выполнению. Задания по аудированию могут быть такие, как:

  • заполнение таблиц;
  • определение местонахождения по карте или схеме;
  • соотнесение друг с другом фраз или частей предложений;
  • подстановка слов, цифровых значений;
  • ответы на вопросы;
  • заполнение схемы, диаграммы, бланка;
  • комплектование предложений;

Тесты по аудированию проверяют умения студентов извлекать специфическую и фактическую информацию из прослушанного; идентифицировать говорящих; идентифицировать отношения между идеями и приведенной информацией, такие, как причина и следствие, порядок следования событий, сравнение. Они также проверяют умение следовать устным инструкциям и наставлениям; идентифицировать имена, даты, время; распознавать, что сообщает говорящий: факты, предположения или мнения; делать заключения и выводы.

К пятой группе можно отнести тесты по устной речи. Эти тесты проверяют коммуникативные умения студентов, владение лексикой; умение высказывать свое мнение, давать оценку, обобщать, делать выводы, расспрашивать, отвечать на вопросы, реагировать на реплики и замечания, объяснять работу устройств, указывать местонахождение объекта и т.д. Также эти тесты проверяют произносительные навыки студентов и умение грамматически правильно оформлять свою речь.

Устная речь имеет различные формы. Это может быть:

  • монологическое высказывание: высказывание на заданную тему и т.д. Оно не должно быть очень длинным. Здесь проверяется умение передать необходимую информацию в сжатой форме, корректность и логичность оформления речи и использования языковых единиц;
  • диалогическая речь: диалог-расспрос, запрос информации, указание направлений, обсуждение события, литературного произведения, фильма и т.д. Здесь требуется быстрота реакции, понимание реплик партнера.
  • Задания этого теста обычно воспроизводят естественные ситуации и предполагают умения делать выводы, обобщать, говорить на общие глобальные темы. Студенты должны уметь дать личностную оценку обсуждаемым фактам, явлениям, используя при этом лексику личностного и оценочного характера. Здесь также приветствуется логичность и последовательность высказывания, умение аргументировать, объяснять и конкретизировать.

В отдельную шестую группу можно выделить тематические тесты на знание культурных, социокультурных, исторических, географических, политических, экономических и других сведений о стране изучаемого языка и своей собственной. Сюда можно отнести и психологические тесты, тесты научного характера и другие. Эти тесты используются в студенческих олимпиадах, викторинах, различных конкурсах и в процессе изучения иностранного языка. Они помогают поддерживать межпредметные связи, развивают познавательные способности студентов и повышают их интерес к изучению иностранного языка.

В последние годы в тестировании стали применять современные компьютерные технологии. Такое тестирование требует от студентов умения работать на компьютере и владения компьютерной грамотой.

Для чего нужна классификация тестов? Преподавателю необходимо ориентироваться во всем многообразии тестовых заданий. Классификация даст ему эту возможность, а также она позволит преподавателю планировать свою работу над тестами, а, следовательно, и прогнозировать результаты своей работы. Она поможет преподавателю сохранить и лучше распределить свое рабочее время и направить его на практическую работу со студентами.

Необходимо разработать и опробовать методику подготовки к тестам и только после этого подвергать студентов такому серьезному испытанию.

Актуальность тестовой методики очевидна. Поэтому здесь уместно остановиться на некоторых принципах подготовки студентов к тестированию.

  • Работа должна вестись регулярно и охватывать все виды речевой деятельности.
  • Необходимо добиваться, чтобы студенты ясно представляли себе, что от них требуют задания того или иного теста. Это достигается частыми и разнообразными упражнениями. Задания должны ставиться только на иностранном языке. Кроме того, преподаватель должен ознакомить своих студентов с лексикой наиболее часто употребляемой в постановке заданий, и закрепить ее в процессе практической работы. Четкое понимание формулировки задания помогает студенту справиться с нервозностью и работать над тестом более собранно и быстро.
  • Выполняя задания различных тестов, в процессе обучения следует идти от более простых к более сложным, постепенно расширяя их, усложняя и дополняя новыми вариантами работы. Студенты должны знакомиться с новыми заданиями не во время теста, а в процессе занятия. Во время тестирования нельзя терять время на привыкание к новому виду работы. Таким образом, у студентов постепенно формируются навыки работы с тестами, исчезает фактор страха перед новым заданием.
  • Работа над тестами должна вестись по строгому плану и должна быть мобильной и вариативной. Это не означает, что на занятии все внимание должно уделяться только тестированию, так как тестирование – это все же контроль, а прежде чем контролировать, надо научить.
  • Итак, строить всё занятие только на подготовке к тестированию нельзя, но и забывать о необходимости контроля знаний тоже нельзя. Тестовые задания должны вписываться в занятие логично и ненавязчиво, но на каждом задании нужно задерживать внимание студентов, используя при этом различную тактику и методы работы.
  • Не следует забывать, что тестирование проверяет различные виды речевой деятельности, и мы должны уделять достаточное внимание каждому из них, то есть работу над тестами нужно привязывать к тому виду деятельности, которому отдается предпочтение на каждом конкретном занятии. Например, если большая часть занятия посвящена устной речи, то можно предложить студентам небольшую проблему и попросить их высказать свое мнение. При этом студенты должны не только выразить свое отношение к проблеме, но и кратко аргументировать его. Таким образом, студент учится сосредотачиваться на основной мысли и развивать ее, используя только информацию первостепенной важности. Высказывания не должны быть слишком большими, так как приходится вести длинные монологи. Именно здесь важно использовать личностную и оценочную лексику. Именно в такой работе она запоминается легче всего.
  • Необходимо следить, чтобы тесты выполнялись в рамках отведенного для них времени, и студенты не выходили из этих временных рамок, то есть в процессе работы над тестами у студентов должны сформироваться скоростные навыки выполнения теста, что также достигается регулярными упражнениями. Это означает, что у студентов должен сформироваться навык видения главного в задании и моментального планирования своей работы в процессе тестирования.
  • Ответы на задания должны содержать запрашиваемую информацию и записываться в краткой форме, если это письменные тесты, и они не ставят целью изложение материала в связной форме, как в диктанте, сочинении. Краткой записи ответов тоже необходимо учить.
  • Студентов надо знакомить с различными речевыми клише и лексикой, помогающими правильно оформлять речь, выражать свое отношение и давать оценку, что также требуется при выполнении тестов и учитывается при их проверке.
  • После выполнения и проверки тестовых заданий необходимо проводить анализ качества выполнения теста, делать разбор ошибок.

Итак, тестирование является важным видом учебной деятельности. Обучая тестированию, мы учим студента мыслить более логично, развиваем у него другие модели мышления, учим нестандартному подходу к заданию, готовим его к тому, что в тесте может быть подвох. Студент должен дать ответ только после того, как сравнит данные теста и сделает вывод. Работая с тестами, он вырабатывает свою тактику, свой подход и свое видение проблемы. Но главное что мышление становится более организованным. Студент в состоянии отбросить все лишнее и не тратить силы на решение ненужных или несвоевременных задач. Иными словами, тестирование развивает у студента иной тип мышления.

ЛИТЕРАТУРА

  • В.В. Ершова. Тесты по аудированию. // Иностранные языки в школе. № 5 2007.
  • Е. Хаимова. Стратегия выполнения тестовых заданий по аудированию. //Английский язык. Газета № 5 2009.
  • J . D . Brown . Testing in Language Programs , 2004.
  • Денисова Л.Г., Симкин В.Н. Об итоговом контроле. Иностранные языки в школе – 1995 - № 2.
  • Поляков О.Г. О некоторых проблемах использования тестов как одного из средств контроля обучения школьников по иностранному языку. Иностранные языки в школе . – 1994 - № 2 .