Температурный режим
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ

Патрина З.В.,
преподаватель математики
КГБОУ СПО «Амурский политехнический техникум»

Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда учебные заведения переходят на стандарты нового поколения, в рамках которых реализуется компетентностный подход, когда появилась необходимость выработать у студентов навыки и способности к самостоятельной учебной деятельности.

Работа во внеурочное время оказывает значительную помощь в осуществлении некоторых учебно-воспитательных задач и в достижении дидактических целей:

  • закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, получаемых на аудиторных занятиях, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
  • формирование общетрудовых и профессиональных умений;
  • формирование умений и навыков умственного труда;
  • мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
  • развитие самостоятельности мышления;
  • формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
  • овладение технологией самообразования

Достижение поставленных целей обучения анализируется с помощью контроля за качеством усвоения учебного материала. Но иногда контроль знаний – тесты, диктанты, контрольные и самостоятельные работы разного вида – показывает, что часть ребят с трудом справляются с предложенными заданиями, а это обязательно влечет за собой дальнейшие трудности. На уроке у преподавателя ограничены возможности для проведения индивидуальной работы с каждым студентом. Выход из этого положения – внеаудиторная работа со студентами.

Работа во внеурочное время проводится в разной форме. Это могут быть индивидуальные или групповые консультации, которые проводятся с различной целью: изучение и закрепление нового материала с неуспевающими студентами, обобщение и систематизация знаний по темам программы для повышения их качества или проведение контролирующих работ для тех, кто получил неудовлетворительную отметку или отсутствовал на этой работе.

Во внеурочное время можно закрепить знания и умения по математике, исправить задолженности по предмету, подготовиться к письменным работам, зачетам и заняться ликвидацией пробелов в знаниях.

При проведении внеурочной работы используется различный материал: образцы решения уравнений и неравенств, карточки-консультанты, инструкции или алгоритмы по выполнению каких-то заданий, различные схемы, таблицы и т.д. (этот же материал при необходимости используется и во время проведения уроков). Приложения 1, 2, 3

Как правило, придя на консультацию, студент ожидает, что ему начнут объяснять неусвоенный материал. Но вместо этого получает всего одно задание и, например, образец его выполнения с формулами, пояснениями и т.д. На реплику, что он ничего не знает, получает ответ – учись, если что непонятно, я тебе помогу. И действительно, пока студент сам не вникнет в суть выполнения данного задания, ни о каких умениях не может быть и речи. Очень правильно об этом сказал великий математик А. Нивен: «Нельзя изучать математику, наблюдая, как это делает сосед!».

С трудом решив первое задание, студент увереннее выполняет аналогичное и готов решать еще и еще. Усвоив данный материал данной темы, переходим к следующей. Успех при выполнении заданий придает студенту уверенность в себе и желание продолжать работу. Достигнутый результат надо обязательно одобрить, оценить и закрепить домашним заданием.

Еще лучше, если такую работу выполняют несколько студентов. Разобравшись в материале темы, они с удовольствием помогают друг другу, тем самым закрепляя свой успех.

Несомненно, индивидуальные или коллективные занятия математикой во внеурочное время дают положительные результаты, но некоторые студенты предпочитают поработать дома, уповая на помощь друзей или даже родителей. Естественно, они получают работу на дом. Выполненное таким образом задание ребята на уроке или во внеурочное время защищают: ответы на вопросы, пояснения, выполнение аналогичных заданий.

Для закрепления и повышения качества знаний и умений, а также контроля используются тренажеры, представляющие собой комплект заданий по определенной теме на электронных носителях. В зависимости от темы и цели этой работы студенты получают определенный объем заданий, который обычно выполняют, но некоторые студенты предпочитают работать под руководством преподавателя.

Приложение 4

Во время консультации студенты могут получить ответ на любой интересующий их вопрос из области математики, на который они не услышали ответа на уроке или не поняли его.

В процессе изучения стереометрии решаем задачи с производственным содержанием. Студентам предлагается составить задачи по выбранной специальности (по конкретной теме или просто по профессии) или решить уже готовые задачи из сборника. Самые интересные задачи решаем на уроке.

Приложение 5

Для закрепления изученного материала по стереометрии разработано пособие, в которое включены справочный материал и вопросы для контроля. Это пособие можно использовать также и для самостоятельного изучения стереометрии.

В настоящее время все материалы оформлены в электронном виде, поэтому студенты могут продолжить начатую работу дома.

Внеклассные мероприятия по математике тоже проводятся во внеаудиторное время. Это мероприятия, проводимые в рамках адаптационно-обучающего периода, традиционная неделя математики, различные математические конкурсы, викторины и т.д..

В начале учебного года, в период прохождения адаптационно-обучающего курса для студентов, большое внимание обращается на актуализацию изучения математики, как науки, без которой невозможна подготовка грамотного специалиста. Студентам предлагаются справки из истории математики, проводятся викторины, демонстрируется связь математики с профессией, активизируется работа по привитию студентам общеучебных навыков, которые в дальнейшем станут основой профессиональных качеств. Итогом адаптационно-обучающего курса является большое внеклассное мероприятие для первокурсников.

Приложение 6 (фото)

В течение «недели математики» в колледже традиционно проводятся олимпиады, различные турниры, КВН и т.д. Студенты участвуют в конкурсах газет, рефератов, кроссвордов, моделей или таблиц, изготовленных в качестве наглядных пособий для уроков математики.

Для разработки и проведения мероприятий активно привлекаются студенты. Они помогают составлять кроссворды, ребусы, сочиняют стихи или песни по математике и т.д.

К подготовке и участию в мероприятиях привлекаются не только хорошо успевающие, примерные студенты. В первую очередь стараемся занять неуверенных в своих силах, слабоуспевающих ребят. Их участие во внеурочных конкурсах – это победа над собой, над своей неуверенностью. Часто победителями занимательных викторин и конкурсов становятся именно «незаметные» студенты.

На олимпиаду по математике приглашаются, конечно, лучшие, а также все желающие. Первый (домашний тур) выполняют все студенты.

Одним из видов внеаудиторной работы является творческая деятельность студентов. В процессе выполнения творческого задания студентами делаются сообщения о применении математики в производственной деятельности, пишутся и защищаются рефераты, подбираются исторические материалы по изучаемым темам.

Во внеурочное время студенты выполняют исследовательские работы по математике, с которыми выступают на ежегодных научно-исследовательских конференциях колледжа.

Внеаудиторная работа по математике позволяет развивать интерес студентов к предмету, улучшить качество усвоения материала, проявить уверенность в себе, почувствовать радость учебно-познавательного труда. Такая работа расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, и способствует их дальнейшему формированию и развитию. Участие во внеурочных мероприятиях развивает творческую направленность, целеустремленность и навыки научно-исследовательского характера.

В процессе внеаудиторной работы раскрываются ребята, которые в аудиториях находятся как бы в тени. Необходимо стремиться к тому, чтобы у студентов появился интерес к процессу приобретения знаний, возникло стремление к самообразованию, желание и умение использовать справочную и учебную литературу.


Приложение 1

Наверх


Приложение 2

Наверх


Приложение 3

ОБРАЗЕЦ РЕШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ

(72)2x+3 = 7-1

74x+6 = 7-1

4x+6 = -1

4x = -7

= 40

х2 + 5х = 0

х (х + 5) = 0

х = 0; х + 5 =0

x =

х = -5

Ответ: x =
Ответ: х = 0; х = -5

3x = t

t2 + t – 12 = 0

D = b2 – 4ac = 1-4 . 1 . (-12) = 49

(2-3)2х + 1 < 2

2-6x – 3 < 2 (ф-я возр., т.к. 2 > 1)

-6х - 3 < 1

t1,2=
-6x < 1 + 3
t1 =
-6 x < 4 /:(-6)
t2
x > -

3x = 3

x1 = 1

3x = -4

нет корней

Ответ: х = 1

Ответ: х > -

53x-2
> 90 (ф-я возр., т.к.9>1)

53х-2(1+2 . 5) = 275

53х-2 . 11 = 275 / :11

53х-2 = 25

53х-2 = 52

3х – 2 = 2

х2 – 1 > 0

х2 – 1 = 0

х1 = 1; х2 = -1

+               -              +

-1         
      1
Ответ: х < -1; х > 1
3х = 4 ; х =
Ответ: х =

Наверх


Приложение 4

Тренажер по теме «Тригонометрические уравнения»

1. sin 2x = 2. cos =
3. tg (x - ) = -1 4. sin ( - 2x) = -
5. sin (x - ) cos (7 х +) = 0 6. cos2 x + 3cos x = 0
7. cos x = sin 2x cos x 8. cos x sin x =
9. sin 3x + sin x = 2 sin 2x

10. 2sin2 3 х + 5sin 3x = 0

11. sin x cos 2x + cos x sin 2x = 12. 2sin2 2 х – 1 = 0
13. sin x = sin 3x 14. sin 2x = (cos x - sin x)2
15. 2 + sin x cos x = 2sin х + cos x 16. cos 6x + sin2 3 х = 0
17. 2sin (x + ) sin (x - ) = 1 18. 3cos2 x + 5sin2 х = 3,5
19. cos 7x = cos 5x + sin x 20. cos4 x - sin4 x = 0
21. sin x = cos x 22. 2sin2 х - sin 2x = 0
23. sin (x + ) = sin (x - ) 24. sin 4x = sin 3x
25. 1 + cos x - 2cos = 0 26. cos2 ( - x) + 8cos ( + x) = 0
27. sin 5x cos 3x - sin 8x cos 6x = 0 28. cos 2x - 2sin2 х = -3
29. cos2 x - 3cos x sin x + 1 = 0 30. cos x = sin2 х
31. sin ( + x) + ctg (2 - x) = 0 32. sin 3x = sin 2 х + sin x
33. sin (x + 45o ) sin (x - 15o ) = 34. sin 2 х + cos 2x = sin 3 х
35. tg x cos x + tg x = cos x +1 36. sin2 х + sin2 2 х = sin2 3 х
37. ctg x + = 2 38. cos 3x = 2sin ( + x)
39. sin x (1 + cos x) = 1 + cos x + cos2 x 40.
41. sin4 x - cos4 x = sin 2х 42. sin3 x – cos3 x = sin2 x – cos2 x

Наверх


Приложение 5>

Задачи с производственным содержанием,
составленные студентами

Задача для электросварщиков (на составление уравнений )

Чтобы заварить трубу диаметром 50 мм необходимо использовать в 3 раза меньше электродов, чем при сварке трубы диаметром 108 мм и на 1 электрод меньше, чем потребуется при сварке трубы диаметром 76 мм . Сколько электродов необходимо для сварки трубы диаметром 76 мм , если всего при сварке этих труб затрачено 16 электродов?

Задача для станочников (на составление системы уравнений )

Первый рабочий изготовил за смену продукцию на 1576 рублей, сделав 8 втулок и 12 болтов. Второй рабочий изготовил продукцию на 1278 рублей, сделав 4 таких же втулки и 11 болтов. Сколько стоит изготовление одной втулки и одного болта?

Задача для станочников (на составление уравнений )

На обработку одной детали первый рабочий затрачивает на 6 минут меньше, чем второй. Сколько деталей обрабатывает каждый из них за 7 часов, если первый обрабатывает за это время на 8 деталей больше другого?

Задача для электромонтажников (по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» )

Опоры высоковольтных линий имеют высоту 3м и 4,5 м . Сколько кабеля потребуется для данного участка линии, если расстояние между опорами 8м?

Производственная задача ( по теме «Показательная функция»)

Стоимость оборудования в цехе составляет 32,5 млн. рублей. Амортизация оборудования (износ) составляет ежегодно 2%. Через сколько лет стоимость оборудования составит 25 млн. рублей?

Наверх


Приложение 6

Наверх