Температурный режим
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вдовенко В.Б.,
заместитель директора по
учебно – производственной работе
КГБОУ СПО «Амурский политехнический техникум»

Во второй половине ХХ века можно было наблюдать несколько последовательно сменявших друг друга стратегий промышленного развития. В 1950-1960-е годы промышленность была ориентирована на достижение эффективности производства, в 1970-1980-е годы – на повышение качества выпускаемой продукции, в 1990-е – на опережающую реакцию по удовлетворению потребностей рынка. В настоящее время формируется и выходит на первый план инновационная деятельность, в результате чего преимущества на рынке добиваются предприятия, реализующие научно-техническое творчество, которое отвечает требованиям современных рыночных отношений.

Актуальность научно-технического творчества на российских предприятиях в настоящее время обусловлена тем, что они утрачивают позиции не только на мировом, но и на внутреннем рынке. За последнее десятилетие число организаций, выполнявших исследования и научные разработки, снизилось в несколько раз.

Наряду с падением творческой активности, многие новшества, осваиваемые сегодня на промышленных предприятиях, являются заимствованными. В современных экономических условиях гораздо дешевле покупать за рубежом технологические линии и патенты, чем проводить собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Статистика свидетельствует о неумолимом сокращении численности персонала, занятого исследованиями и разработками – с 1532,6 тыс. человек в 1992 г . до 870 тыс. человек в 2002 г .

Это говорит о том, что если в ближайшие годы сохранится такая же тенденция, то отечественная промышленность все больше будет зависеть от импортных разработок и потеряет приоритет во многих областях производственной деятельности. Поэтому техническое творчество является начальным этапом инновационной деятельности и определяется как интеллектуальная трудовая деятельность поискового характера, непосредственной целью которой является создание новых изделий, имеющих как

производственную потребность, так и личную значимость. Объектом технического творчества являются разрабатываемые новшества. Новшество представляет собой результат исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений.

Залогом дальнейшего совершенствования производства, развития движения изобретателей и рационализаторов ускорения темпов научно-технического прогресса является подготовка молодежи к активному участию в изобретательской и рационализаторской деятельности, что возможно осуществить лишь путем обучения их основам изобретательства, рационализации, патентоведения, методики решения технических задач.

Научить молодежь творческому труду – важнейшая задача работников образовательного учреждения. К числу предпосылок, обеспечивающих творческий труд работников, относится подъем их культурно-технического уровня. А стремление творчески трудиться рождается там, где учат поиску, который делает труд увлекательным и радостным.

Анализ имеющейся литературы показывает, что для обучения вопросам изобретательства и рационализации, подготовки к изобретательской и рационализаторской деятельности необходим комплексный подход, нужна система, включающая несколько направлений деятельности учебного заведения.

Работа по подготовке молодежи к изобретательской и рационализаторской деятельности, руководство ею должны осуществляться как учебное, так и во внеурочное время, быть не краткосрочной компанией, а постоянным, целенаправленным процессом. Учащиеся должны понять, что овладение творческими знаниями необходимо для обретения в учебно-производственной деятельности активной жизненной позиции как основы повышения производительности и качества труда. Именно рабочие-новаторы наиболее ценны для каждого предприятия. Учащихся необходимо постоянно убеждать, что каждый человек имеет способность к творческому труду и вообще к творчеству, в том числе и техническому. Учащиеся должны знать, что все объекты, с которыми они встречаются в жизни и на работе, не являются совершенными и что необходимо научиться выявлять резервы (возможности) их усовершенствования и осуществлять найденные решения на практике. Эти простые истины помогут выработать у них критическое отношение к средствам производства (приспособлениям, инструменту, оборудованию), с которыми они сталкиваются в своей учебе и работе в мастерской учебного заведения, а затем и на производстве.

В процессе профессионального обучения педагог должен создавать атмосферу поиска, чтобы каждому учащемуся были предоставлены возможности для проявления и развития своих творческих способностей. Создание атмосферы поиска технических проблем (вскрытия резервов) и путей их решения – главное условие успеха воспитания будущих новаторов в стенах учебного заведения.

Можно рекомендовать следующую дидактическую схему обучения, развивающую творческую активность учащихся:

  • аналитический этап: уяснение цели, изучение устройства и работы аналогичных конструкций; составление технического задания; формулирование идей конструкторского решения; составление схемы конструкции; разработка проекта в графической форме; защита проекта;
  • созидательный этап: подготовка конструкции к изготовлению; ознакомление с инструментами; овладение технологическими процессами изготовления деталей; овладение трудовыми приемами; изготовление деталей; монтаж изделия по сборочному чертежу; обработочные операции и отделка изделия;
  • завершающий этап: испытание изготовленного изделия, выявление дефектов, доводка конструкции или переделка, элементарная технико-экономическая оценка готового изделия.

Одной из действенных форм приобщения учащихся к творческому труду на его начальном этапе является вовлечение их в творческий поиск резервов совершенствования, заложенных в трудовом и производственном процессе.

Для того чтобы пробудить у учащихся интерес к творческому труду в профессии, необходимо провести ряд мероприятий, в ходе которых они будут привлекаться к коллективному поиску резервов производства. Мобилизовав свои усилия, учащиеся смогут выявлять несовершенство оборудования, приспособлений, инструментов или приемов работы. Как правило, они увлекаются данным процессом. А повторное участие в подобных мероприятиях будет способствовать формированию у них устойчивой увлеченности этим видом деятельности и закреплению желания самостоятельно им заниматься.

У некоторых мастеров производственного обучения нашего колледжа, которые активно занимаются этим видом деятельности, имеется алгоритм действий, последовательно формирующий у обучаемых потребность в поиске резервов повышения производительности и качества выполнения работы.

Для того чтобы облегчить вскрытие резервов (несовершенств) техники или технологии, мастера производственного обучения не только обучают ребят приемам творческого поиска технических проблем, но и создают для этого условия и управляют этим процессом.

Как же научить учащихся на производственной практике обнаруживать резервы техники и технологии, имеющиеся на каждом рабочем месте? Они, эти резервы, должны выявляться достаточно просто, чтобы учащиеся, не имеющие профессионального и творческого опыта, были в состоянии их найти и ввести в действие. Для этого мастера используют соответствующие учебно-методические материалы, обладают навыками по выполнению организационно-методической работы. Они знакомят учащихся с приемами выявления резервов техники или технологии на рабочих местах данной профессии, приводят примеры, иллюстрирующие применение их в производственной деятельности.

По каждому приему у мастеров имеется описание проблемной ситуации (несовершенство техники, технологии, приемов работы и т.д.); сведения о том, какие технологические операции надо выполнить, также имеется формулировка технической задачи, составленной на основе сущности проблемной ситуации. Кроме того, для каждой задачи имеется хотя бы один вариант решения и использования этого решения в производственной деятельности.

Обучение учащихся приемам выявления несовершенств техники и технологии на рабочих местах проводится в виде теоретических и практических занятий.

Поиск резервов вызывает у учащихся интерес к своей профессии, они начинают верить в свои способности. Выработанное у учащихся творческое отношение к труду позволяет смотреть на любую порученную им работу как на объект творчества. Все это ускоряет их адаптацию на производстве. Увлеченность творчеством заставляет учащихся большую часть свободного времени затрачивать на поиск решений технических задач на уровне рацпредложений или даже изобретений. А общественное признание результатов творческого труда стимулирует еще большую увлеченность. В результате вырабатывается активная жизненная позиция, сознательность, ощущение причастности к творческой деятельности, но, к сожалению, доля ребят, участвующих в техническом творчестве и рационализации, невелика.

Причин этому много, их можно разделить на организационные, социальные и педагогические.

К организационным причинам можно отнести отсутствие нормативных документов по созданию, регистрации, квалификации рационализаторских предложений и выплате по ним авторского вознаграждения.

К социальным факторам относятся: падение престижа технических профессий и негативная роль в этом процессе средств массовой информации, отсутствие реальной заинтересованности общества в новшествах – проблемы с внедрением разработок, явно недостаточное материально-техническое обеспечение мастерских.

К чисто педагогическим причинам можно отнести несоответствие учебных программ потребностям современного производства и требованиям, предъявляемым к современным рабочим.

Многие технические и специальные дисциплины преподносят сухо, без акцента на необходимость постоянного поиска усовершенствования машин, приборов, технологий и т.п. В принципе каждый преподаватель этих дисциплин обязан увязывать теоретическую подготовку учащихся с элементами творчества, с умением мыслить самостоятельно, уметь высказать логически построенные умозаключения по изучаемому курсу, развивать техническое мышление и видеть перспективы решения той или иной поставленной цели или задачи. Для этого следует коренным образом изменить содержание, формы и методы работы, максимально использовать в учебном процессе технические средства обучения, совершенствовать учебно-материальную базу учебных заведений.

Важной задачей сегодня является формирование у молодежи современного экономического мышления, воспитание предприимчивости и деловитости, повышения компетентности работников, вооружение их методами экономического анализа, умение работать творчески, результативно, с полной отдачей сил.

Система подготовки рационализаторов и изобретателей

  • Пропаганда вопросов технического творчества, передового производственного опыта.
  • Наставничество во время производственного обучения и практики на предприятии.
  • Работа студенческого научного общества.
  • Проведение смотров и конкурсов, соревнований за звание «Лучший по профессии».
  • Подготовка, организация и проведение выставок технического творчества в рамках конкурса.
  • Создание и работа первичных организаций Всероссийской организации изобретателей и рационализаторов.
  • Работа факультатива «Творчество и профессия».

В рамках факультатива, «Творчество и профессия» изучаются вопросы технического творчества, изобретательской и рационализаторской деятельности. Такой курс может убедить слушателей в том, что рост профессионального мастерства, общеобразовательного уровня – основа развития научно-технического творчества. Здесь же раскрываются основные формы научно-технического творчества, рассказывается о функциях и правах «Бюро рационализации и изобретений», моральном и материальном поощрении рационализаторов и изобретателей. На конкретных примерах показывается, какой вклад внесли изобретатели и рационализаторы колледжа в техническое совершенствование производственного процесса и повышение его эффективности.

Курс факультатива предусматривает встречи учащихся колледжа с новаторами, изобретателями и рационализаторами, изучение их «творческой лаборатории», т.е. приемов и методов создания новых технических решений. На занятиях по данному курсу слушатели получают представление об изобретательстве и рационализации как социально-экономической системе, знакомятся с принципами, основными и конкретными функциями, методами управления изобретательской и рационализаторской деятельностью, со структурой органов управления и территориального управления этой деятельностью.

Постоянное творческое развитие расширяет возможности человеческой деятельности, преобразует окружающий мир, создает что-то новое в технике и в ее непрерывном усовершенствовании. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система, обозначенная мной ранее, работала, а для этого они должны четко представлять, для чего учить, чему учить, каково должно быть содержание обучающих программ.

Что может сделать руководитель любого учебного заведения для того, чтобы попытаться достигнуть повышения эффективности наиболее кратким и минимально затратным путем?

Попытаться внедрить систему стимулирования работников за внесение любых предложений, направленных на совершенствование организации и управления производства. Прежде всего, необходимо принять решение о создании такой системы и ее внедрении на предприятии. То есть направить руль по одной из сотен возможных дорог, которая непривычна, не обещает моментальной отдачи, но чрезвычайно перспективна в будущем. По выражению одного из специалистов, внедрение – самая противная часть работы. И включает она в себя разработку Положения об организации стимулирования за внесение любых предложений, направленных на совершенствование организации, управления, организационных и иных предложений, определение видов, размеров, условий выдачи (выплаты) вознаграждений за любое поданное предложение. Почему за любое? Потому что, стимулируя каждое поданное предложение, мы способствуем выработке нового образа мышления, направленного на постоянный, каждодневный поиск новых идей, решений, открытий. Стимулируя любое поданное предложение, вознаграждение подводит стимулируемых работников к выработке привычки думать об улучшениях постоянно.

В этом секрет работы системы. Наш опыт разработки Положений об организации системы стимулирования за любые предложения, приносящие пользу, на предприятиях, свидетельствует о том, что только кропотливая каждодневная работа непременно даст положительный результат. И если над совершенствованием системы работать каждодневно, она будет развиваться, крепнуть и приносить замечательные плоды.

Назад