Температурный режим
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПО ПРОФЕССИИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Цуцура В.А.,
мастер производственного обучения
КГБОУ СПО «Амурский политехнический техникум»

Амурский политехнический колледж с 1987 года готовит рабочие кадры по профессии «Станочник (металлообработка)» и с 1991 года специальность «Технология машиностроения». Для обучения основам профессии колледж располагает необходимой учебно-производственной базой – учебными кабинетами и мастерскими. Так как профессии, по которым ведется обучение в колледже, относятся к категории наиболее сложных, кроме мастеров производственного обучения, закрепленных за группами, работают мастера, работающие по форме «Мастер-мастерская». В обязанности мастера токарной мастерской входит подготовка инструмента, оснастка, оборудования и проведение уроков производственного обучения в учебных мастерских.

С первой же недели производственного обучения ребята участвуют в выпуске продукции по заказам предприятий.

В наше время очень непросто отработать все темы программы, выполнить финансовый план и не потерять заказчиков. Поэтому занятия производственного обучения планируются так, чтобы учащиеся приобрели необходимые профессиональные навыки по каждой из тем программы, полученная продукция была надлежащего качества и доставлена заказчикам в установленные сроки. Работа на уроках производственного обучения ведется по принципам бригадного метода, уроки скомпонованы по неделям, что дает возможность настройки оборудования на неделю, а не перестраивать оборудование на каждый урок. Не имея достаточного профессионального опыта, ребята должны выдавать только качественные изделия.

В условиях дефицита режущего инструмента, дороговизны металла мы не можем допустить ни малейшего брака, поэтому сама жизнь заставляет нас придумывать и конструировать приспособления, упрощающие процесс обработки изделий, повышающие производительность труда и качество выпускаемой продукции. К этой работе привлекаются и учащиеся. Для повышения творческой активности работаем по следующему алгоритму:

  • с первых дней обучения профессии раскрываем учащимся творческие стороны возможного выполнения ими различных рабочих операций;
  • показывая новые приемы выполнения технологических операций, объясняем учащимся, что, возможно, имеются и более совершенные;
  • побуждаем их к поиску более рациональных приемов работы;
  • включаем в инструктаж задачи, направленные на творческий поиск путей выполнения предстоящей работы;
  • в ходе урока ставим дополнительные вопросы наблюдательного и творческого характера;
  • выполняем следующие задания: «По чертежу представьте и опишите технологию обработки детали», и наоборот: «По описанию технологического процесса представить и изобразить деталь на чертеже».

При этом отмечаем любую, даже и не очень удачную, попытку учащихся создать что-то новое и направить их мысль на более правильный путь.

Получив заказ на изготовление какого либо изделия, вместе с учащимися разбираем технологический процесс его изготовления, анализ имеющегося оборудования, оснастки и инструмента, объясняем преимущества поточного метода изготовления, подчеркиваем необходимость обработки деталей с помощью приспособлений.

При этом:

  • называется марка материала обрабатываемой детали;
  • обозначаем базовые и обрабатываемые поверхности;
  • формируем техническую задачу, решив которую, мы сможем увеличить производительность труда, снизить себестоимость изготовления, повысить качество изделия, улучшить условия труда, исключить какую-либо технологическую операцию, выполнив ее другим способом, выявляем возможность совершенствования или создания приспособлений.

Работая бригадным методом, когда ответственность за качество выпускаемой продукции лежит на всей группе, ребята стараются внести предложение, приносящее какой-либо эффект на конкретном рабочем месте. Конечно, от ребят, не имеющих профессионального и творческого опыта, невозможно требовать каких-то изобретений или открытий, но зачастую они предлагают пути решения предложенной задачи.

В основном такой задачей является создание различных приспособлений.

Безусловно, прежде чем озадачить учащихся, мастер сам тщательно продумывает конструкцию приспособления, и наводящими вопросами подводит ребят к определенному решению. Найденное решение является сущностью будущего рационализаторского предложения.

Например, для выполнения заказа ПЖРЭТ-3 по изготовлению 500 замков, мастером совместно с учащимися 2 курса по профессии «Станочник» были изготовлены следующие приспособления: «Для фрезерования паза в корпусе замка на токарном станке», «Для фрезерования лысок винта замка на токарном станке», «Для фрезерования паза ключа для замка на токарном станке». Это повысило производительность труда по сравнению с изготовлением этих изделий на фрезерном станке, а качество не пострадало.

Для изготовления болта домофона, заказанного предприятием ООО «Домофон-сервис» г. Комсомольска-на-Амуре в количестве 6,5 тысяч штук было изготовлено приспособление для фрезерования паза на головке болта домофона на токарном станке.

Для Комсомольского-на-Амуре завода подъемно-транспортного оборудования ежегодно изготавливаем 200-300 деталей «Ось», для чего придумали приспособление для сверления перпендикулярных отверстий на оси на сверлильном станке.

А для выполнения постоянного заказа КЗПТО – изделия «Платик», которого мы изготовили в 2006 г . – 5200 шт, в 2007 г . – 10320 шт, в 2008 г . – 2500 шт. было изготовлено приспособление для снятия фасок в отверстии детали которое позволило увеличить производительность труда на данной операции в 8-10 раз.

Таким образом, в токарной мастерской колледжа за последние 5 лет подано и внедрено в учебный процесс 19 рационализаторских предложений на изготовление приспособлений, что в значительной степени укрепило материальную базу мастерской и расширило возможности при обработке различных деталей. Все приспособления просты в изготовлении, но эффект от их использования очень большой – повышается производительность труда при хорошем качестве выпускаемой продукции. А привлечение обучающихся к конструированию и изготовлению приспособлений вызывает у них интерес к выбранной профессии, позволяет смотреть на любую порученную им работу как на объект творчества.

В итоге учащиеся на деле видят преимущества рациональной организации труда – от предприятий ни разу не поступало рекламаций на качество выпускаемой продукции, их деятельность на уроке носит организованный характер. У ребят формируется потребность к изменению условий труда, творческий подход к работе, а это, в свою очередь ускорит их адаптацию на производстве, позволит им в случае работы на небольшом предприятии и отсутствии необходимого оборудования и приспособлений находить пути выполнения производственных заданий нетрадиционными способами.

Перечень приспособлений, признанных рацпредложениями мастера производственного обучения В.А. Цуцуры

  • Приспособление для фрезерования паза в корпусе замка на токарном станке.
  • Приспособление для фрезерования лысок винта замка на токарном станке.
  • Приспособление для фрезерования паза ключа для замка на токарном станке.
  • Приспособление для фрезерования винта домофона на токарном станке.
  • Приспособление для снятия заусенцев, фасок в отверстиях на деталях типа шайба, кольцо, муфта, платик.
  • Приспособление для нарезания резьбы на шпильке.
  • Приспособление для нарезания резьбы на гайках.
  • Приспособление для нарезания наружных и внутренних резьб.
  • Кондукторы для сверления отверстий.
  • Приспособление для фрезеровки лысок дульца крана «Маевского» на токарном станке.
  • Приспособление для фрезерования лысок под ключ на клапане крана «Маевского».
  • Приспособление для сверления перпендикулярных отверстий на оси сверлильном станке.
  • Приспособление для проточки отверстий, шорцев и диалитров на трубках большого диаметра.
  • Приспособление для проточки дисков из тонкого листа.
  • Универсальное приспособление для фрезерования пазов, лысок, канавок, зубчатых реек на деталях типа вал на токарном станке.
  • Приспособление для проточки классных размеров.
  • Приспособление для закрепления и центрования шара в патроне токарного станка.
  • Приспособление для изготовления цепи на токарном станке.
  • Эксцентрический зажим для крепления планшетов и плакатов.