Цуцура В.А.,
мастер производственного обучения
КГБОУ СПО «Амурский политехнический техникум»
Амурский политехнический колледж с 1987 года готовит рабочие кадры по профессии «Станочник (металлообработка)» и с 1991 года специальность «Технология машиностроения». Для обучения основам профессии колледж располагает необходимой учебно-производственной базой – учебными кабинетами и мастерскими. Так как профессии, по которым ведется обучение в колледже, относятся к категории наиболее сложных, кроме мастеров производственного обучения, закрепленных за группами, работают мастера, работающие по форме «Мастер-мастерская». В обязанности мастера токарной мастерской входит подготовка инструмента, оснастка, оборудования и проведение уроков производственного обучения в учебных мастерских.
С первой же недели производственного обучения ребята участвуют в выпуске продукции по заказам предприятий.
В наше время очень непросто отработать все темы программы, выполнить финансовый план и не потерять заказчиков. Поэтому занятия производственного обучения планируются так, чтобы учащиеся приобрели необходимые профессиональные навыки по каждой из тем программы, полученная продукция была надлежащего качества и доставлена заказчикам в установленные сроки. Работа на уроках производственного обучения ведется по принципам бригадного метода, уроки скомпонованы по неделям, что дает возможность настройки оборудования на неделю, а не перестраивать оборудование на каждый урок. Не имея достаточного профессионального опыта, ребята должны выдавать только качественные изделия.
В условиях дефицита режущего инструмента, дороговизны металла мы не можем допустить ни малейшего брака, поэтому сама жизнь заставляет нас придумывать и конструировать приспособления, упрощающие процесс обработки изделий, повышающие производительность труда и качество выпускаемой продукции. К этой работе привлекаются и учащиеся. Для повышения творческой активности работаем по следующему алгоритму:
При этом отмечаем любую, даже и не очень удачную, попытку учащихся создать что-то новое и направить их мысль на более правильный путь.
Получив заказ на изготовление какого либо изделия, вместе с учащимися разбираем технологический процесс его изготовления, анализ имеющегося оборудования, оснастки и инструмента, объясняем преимущества поточного метода изготовления, подчеркиваем необходимость обработки деталей с помощью приспособлений.
При этом:
Работая бригадным методом, когда ответственность за качество выпускаемой продукции лежит на всей группе, ребята стараются внести предложение, приносящее какой-либо эффект на конкретном рабочем месте. Конечно, от ребят, не имеющих профессионального и творческого опыта, невозможно требовать каких-то изобретений или открытий, но зачастую они предлагают пути решения предложенной задачи.
В основном такой задачей является создание различных приспособлений.
Безусловно, прежде чем озадачить учащихся, мастер сам тщательно продумывает конструкцию приспособления, и наводящими вопросами подводит ребят к определенному решению. Найденное решение является сущностью будущего рационализаторского предложения.
Например, для выполнения заказа ПЖРЭТ-3 по изготовлению 500 замков, мастером совместно с учащимися 2 курса по профессии «Станочник» были изготовлены следующие приспособления: «Для фрезерования паза в корпусе замка на токарном станке», «Для фрезерования лысок винта замка на токарном станке», «Для фрезерования паза ключа для замка на токарном станке». Это повысило производительность труда по сравнению с изготовлением этих изделий на фрезерном станке, а качество не пострадало.
Для изготовления болта домофона, заказанного предприятием ООО «Домофон-сервис» г. Комсомольска-на-Амуре в количестве 6,5 тысяч штук было изготовлено приспособление для фрезерования паза на головке болта домофона на токарном станке.
Для Комсомольского-на-Амуре завода подъемно-транспортного оборудования ежегодно изготавливаем 200-300 деталей «Ось», для чего придумали приспособление для сверления перпендикулярных отверстий на оси на сверлильном станке.
А для выполнения постоянного заказа КЗПТО – изделия «Платик», которого мы изготовили в 2006 г . – 5200 шт, в 2007 г . – 10320 шт, в 2008 г . – 2500 шт. было изготовлено приспособление для снятия фасок в отверстии детали которое позволило увеличить производительность труда на данной операции в 8-10 раз.
Таким образом, в токарной мастерской колледжа за последние 5 лет подано и внедрено в учебный процесс 19 рационализаторских предложений на изготовление приспособлений, что в значительной степени укрепило материальную базу мастерской и расширило возможности при обработке различных деталей. Все приспособления просты в изготовлении, но эффект от их использования очень большой – повышается производительность труда при хорошем качестве выпускаемой продукции. А привлечение обучающихся к конструированию и изготовлению приспособлений вызывает у них интерес к выбранной профессии, позволяет смотреть на любую порученную им работу как на объект творчества.
В итоге учащиеся на деле видят преимущества рациональной организации труда – от предприятий ни разу не поступало рекламаций на качество выпускаемой продукции, их деятельность на уроке носит организованный характер. У ребят формируется потребность к изменению условий труда, творческий подход к работе, а это, в свою очередь ускорит их адаптацию на производстве, позволит им в случае работы на небольшом предприятии и отсутствии необходимого оборудования и приспособлений находить пути выполнения производственных заданий нетрадиционными способами.