Температурный режим
Памятка для преподавателей и мастеров производственного обучения по составлению поурочного плана
I. Типология уроков
II. Цели уроков
III. Этапы планирования урока и подготовки к нему
IV. Схема поурочного плана

I. Типология уроков
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.
В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).
Типы уроков. Формы уроков
Урок изучения нового материала (вводная и вступительная части, наблюдение и сбор материалов как методические варианты уроков):

  • урок-лекция;
  • урок-беседа;
  • урок с использованием учебного кино-, видеофильма;
  • урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
  • урок смешанный (сочетание элементов различных видов урока на одном).

Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки формирования ЗУН, целевого применения усвоенного и т.д.):

  • урок самостоятельной работы (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);
  • урок – лабораторная работа;
  • урок практических работ;
  • урок-экскурсия;
  • урок-семинар.

Урок обобщения и систематизации:
Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков.
Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН):

  • устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);
  • письменная проверка;
  • зачет;
  • зачетные и лабораторные работы;
  • контрольная (самостоятельная) работа;
  • смешанный урок (сочетание трех первых видов).

Комбинированный урок
На нем решается несколько дидактических задач.
Нетрадиционные формы урока:

  • ролевые игры;
  • урок-спектакль;
  • исполнение сказочного сюжета;
  • смотр знаний;
  • урок фантазирования;
  • урок-игра;
  • деловая игра;
  • урок-зачет;
  • урок взаимообучен
  • ия;
  • урок-путешествие;
  • круглый стол или конференция;
  • урок-эврика;
  • игра «Волшебный конверт»;
  • проблемная;
  • межпредметный интегрированный урок;
  • визуальная;
  • урок-конкурс;
  • лекция вдвоем;
  • урок творчества;
  • пресс-конференция
  • лекция-диалог
  • урок-состязание;
  • пресс-конференция;
  • урок открытых мыслей;
  • урок-восхождение;
  • урок-соревнование;
  • урок-диалог;
  • урок-КВН;
  • мозговая атака;
  • урок-викторина;
  • урок-брифинг;
  • игра «Следствие ведут знатоки»;
  • актуальное интервью;
  • аукцион знаний;
  • имитационно-ролевое моделирование;
  • урок-диспут;
  • моделирование мышления учащихся;
  • урок-турнир;
  • ролевая деловая игра;
  • математический хоккей;
  • лекция-конференция;
  • лекция-провокация;

 Все виды и формы уроков могут проводится с использованием компьютерной презентации.


II. Цели уроков

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся в свою очередь, делятся на несколько групп:
  • цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового от­ношения учащихся к изучаемому предмету;
  • цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;
  • цели, связанные с обеспечением развития интеллектуальной культуры;
  • цели, ориентированные на развитие исследовательской культуры;
  • цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью;
  • цели, ориентированные на развитие информационной культуры;
  • цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры;
  • цели, связанные с развитием рефлексивной куль­туры.

Раскроем далее содержание каждого блока целей, ориентирован­ных на развитие личности учащихся.
Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и лично­стную значимость учебного материала.

Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

  • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
  • помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности.

Цели, связанные с обеспечением развития интеллектуальной культуры:

  • создать содержательные и организационные условия для развития умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.);
  • обеспечить развитие умений сравнивать познава­тельные объекты;
  • содействовать развитию умений выделять глав­ное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);
  • обеспечить развитие умений классифицировать познавательные объекты и др.

Цели, ориентированные на развитие исследова­тельской культуры:

  • содействовать развитию умений использовать на­учные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
  • создать условий для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Цели, связанные с развитием оргдеятельностной культуры (культуры самоуправления учением):

  • обеспечить развитие умения ставить цель и пла­нировать свою деятельность;
  • создать условия для развития умения работать во времени;
  • содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Цели, ориентированные на развитие информационной культу­ры учащихся:

  • создать условия для развития умения структури­ровать информацию;
  • обеспечить развития умений составлять простой и сложный планы.

Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры уча­щихся:

  • содействовать развитию умений общаться;
  • обеспечить развитие монологической и диалоги­ческой речи.

Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры:

  • создать условия для развития умений «приоста­новить» свою деятельность;
  • обеспечить развитие умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;
  • содействовать развитию умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;
  • обеспечить развитие умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впе­чатлений и представлений на язык общих положений, принци­пов, схем и т.п.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ (образовательные) представим в следующем виде:

    • помочь учащимся целостно представить проект изучения новый темы;
    • организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
    • организовать деятельность учащихся по изучению и первично­му закреплению:
1) фактов ...;
2) понятий ...;
3) правил ...;
4) законов ...;
5) положений ... и др.;
6) способов действий (перечисляются конкретные специальные (пред­метные) умения);

  • обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные по­нятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисля­ются предметные умения);
  • обеспечить применение учащимися знаний и способов действий
    (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;
  • организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
  • организовать деятельность учащихся по обобщению и система­тизации знаний учащихся в рамках темы...;
  • обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий, учащихся по теме ...;
  • организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.

 Лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитание активной жизненной позиции, нравственных качеств, пространственного мышления, культуры речи, положительного интереса к получаемой профессии, специальности, чувства ответственности за свой труд, чувства гордости за свою профессию. Показ важности, практической применяемости знаний в области данной профессии. 

III. Этапы планирования урока и подготовки к нему  

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
2. Определение триединой дидактической цели урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.
6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
8. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, разработка презентаций, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
9. Проверка оборудования и технических средств обучения.
10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
11. Планирование объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
13. Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.
14. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.
15. Продумывание форм подведения итогов урока.
16. Планирование внеклассной работы по данной теме.
17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями. 

IV. Схема поурочного плана

І. Тема урока (в соответствии с календарно-тематическим планированием).
1. Цель урока:

  • образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование…);
  • развивающая (какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат);
  • воспитательная (какие качества личности формируются). 
2. Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид).
З. Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии.
4. Оборудование: ТСО, средства наглядности, источники информации, дидактические средства обучения.
II. Актуализация (указывается время, отводимое на актуализацию, опорные знания, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, которые помог?т в восприятии нового материала; планируется самостоятельная работа учащихся, отмечаются способы формирования мотивации в обучении, интереса к предмету - сообщение интересного факта из истории науки, показ практической значимости, необычная постановка вопроса, новая формулировка задачи, создание проблемной ситуации; намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля, взаимоконтроля, намечаются учащиеся для опроса, форма получения обратной связи).
III. Формирование новых понятий, способов действия (указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения, для уроков совершенствования знаний, умений и навыков – указывается углубление и расширение знаний; формулируется познавателельная задача этапа усвоения знаний, указываются предполагаемые приращения, приемы формирования способов деятельности; определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы установления межпредметных связей, намечаются ученики для выполнения индивидуальных заданий и способы индивидуализации- карточки с разноуровневым дидактическим материалом, формулируются проблемные и информационные вопросы).
IV. Применение (формирование умений и навыков) (указываются конкретные умения и навыки для отработки, например, умение формулировать вопрос, устанавливать причинно-следственные связи - классифицировать, сравнивать; намечаются способы получения обратной связи, указываются фамилии учащихся для опроса и т.д.)
V. Домашнее задание (указываются основное задание, вопросы для повторения, дифференцированные творческие задания, продумывается объем домашнего задания не превышает 2/3 того, что сделано в классе).

Назад