РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
25.09.2012

Бодров А.А.,
мастер производственного обучения
КГБОУ СПО «Амурский политехнический техникум»

В настоящее время предельно обострилось противоречие между требованиями, предъявляемыми к молодому специалисту, и его реальными возможностями. Работодателю сейчас нужен «многостаночник», т.е. человек, способный изменять процессы и предметы, оптимальным способом достигать цели, владеть смежными профессиями. Это не что иное, как творчество. Вопрос о создании методов интенсификации творческой деятельности, как никогда актуален для образовательных учреждений, ведущих профессиональную подготовку. Социологи выявили, что творческий специалист с 10 - 15 годами работы имеет познания, равные небольшому отраслевому НИИ, что производительность труда у творческих людей выше, чем у среднестатистического специалиста более чем в 2 раза, что они развиваются не только в профессиональном измерении, а также в наставническом, социальном. Успешное использование интеллектуального и творческого капитала может обеспечить современным производствам преимущества в технологиях и организационных структурах.

До 1985г. в бывшем СССР техническое творчество было официально востребовано, существовала система разработки изобретений и их поощрений. Ежегодно в производство внедрялось более 20 млн. рационализаторских предложений и изобретений с экономическим эффектом 5 млрд. руб. Техническое творчество положительно воздействовало на развитие экономики, на повышение социальной и творческой активности работающих.

Начавшаяся в стране перестройка разрушила и эту систему. Цифры ярче всего вскрывают негативные явления, наблюдающиеся сейчас в техническом творчестве:

  • из исследований и разработок, проводимых в настоящее время в стране, внедряется только 0,7%;
  • от 60% до 80% разработок в различных областях дублируют друг друга;
  • только один из 30 работающих является автором рационализаторского предложения.

И проблема еще в том, что эти показатели существенно более низкие по сравнению с развитыми странами.

Официальная политика в этой области фактически отсутствует, что противоречит требованиям современного производства. Большое значение имеет формирование производственника такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество.

Поскольку производство предъявляет названные требования, это должно стать первоочередной задачей профессиональных образовательных учреждений.

Именно поэтому и важен каждодневный высококвалифицированный творческий труд, постоянное «душевное горение» педагога. Он помогает студенту поначалу научиться учиться, т.е. овладеть способами учебно-познавательной деятельности, стремиться к их совершенствованию и обогащению, затем научиться хотеть учиться, т.е. выработать мотивацию на учение, далее - понять, осмыслить изучаемое, овладеть способами действия с ним, связывать незнакомое со знакомым, новое с известным, а значит – творить. Тем самым педагог возводит учащегося на более высокую ступень знания, развивает способность мобилизовать свои усилия на решение поставленной задачи, приобщает ученика к миру творчества.

А что же мы понимаем под творчеством?

Этот вопрос заставляет педагога создавать бесконечное многообразие проблемных ситуаций, вызывать у обучаемого потребность к постановке и самостоятельному разрешению творческих задач. Доброжелательная обстановка и создание педагогом ситуаций субъективно значимых для обучаемого «открытий» подталкивает студента к развитию успеха самостоятельно.

Успех вызывает мощный эмоциональный подъем. Успех окрыляет, вызывая радость познания. Эмоциональный подъем может быть настолько велик, что любая «черновая» работа, препятствующая осуществлению творческой идеи, преодолевается легко и даже с вдохновением, интересом.

Цель формирования творческой личности следует выделить как основную в образовании.

Наука, опирающаяся на творчество как методологическую основу педагогики, как систему, может обеспечить целенаправленное развитие творческой личности. Педагогика без диктата, опирающаяся на творчество, может стать тем рычагом, который повернет систему образования на гуманный путь развития, сделает его приятным, доступным, желанным и в то же время, очень эффективным. Когда человеку интересно, у него все получается, он сам себя начинает уважать. Идет самоутверждение личности. Человек доволен собой. У него благодушное, доброе настроение.

Обзор научно-педагогической литературы показывает, что в настоящее время приоритетным направлением является ориентация обучения на развитие творческих способностей студентов. Такой подход к обучению диктует время рыночных отношений. Необходима теснейшая интеграция обучения с производством, усиление индивидуального подхода в решении этих вопросов. Будущий работник должен обладать комплексом профессиональных качеств: умений самостоятельно пополнять и углублять запас знаний, применять их в своей работе, легко перестраиваться в быстро изменяющихся условиях п роизводства.

Подготовка такого специалиста — конкурентоспособного, легко адаптирующегося к новым социально-экономическим условиям - осуществляется через систему формирования творческой личности будущего специалиста. Система включает широкую гуманизацию и демократизацию учебного процесса, непрерывное формирование системного творческого инженерного мышления, развитие творческих способностей и овладение студентами методологией технического творчества.

В процессе профессионального обучения мастер должен создать атмосферу поиска, чтобы каждому учащемуся были предоставлены возможности для проявления и развития своих творческих способностей. Так, на уроках производственного обучения и занятиях кружка «Искра» после овладения определенными навыками и умениями по выполнению слесарных работ, ручной дуговой, газовой и полуавтоматической сваркой, ребятам даются задания творческого характера. За две недели до их проведения учащиеся знакомятся со всеми условиями, возможностями, примерной техникой, материалами, которые будут использованы в творческих работах. Их задумкам нет границ. Изготавливались работы от совсем малых и простейших (человечки «ниндзя») до натуральных произведений (стеновое панно, подцветочники, обрамление для зеркал и т.д.) С каким энтузиазмом, азартом работают ребята и какие у них счастливые глаза, когда все их задумки воплощены в металле! И что самое интересное, на первый взгляд безынициативные, инертные учащиеся проявляют небывалую творческую активность. Считаю что, результаты проведения подобных занятий, создают у учащихся устойчивое творческое отношение к избранной профессии.

На основе обобщения различных методических материалов в моей практике сложился определенный алгоритм по развитию у учащихся творческого отношения к любой выполняемой работе, интереса к выбранной профессии:

  • С первых занятий начинаю воспитывать у учащихся интерес к творческой деятельности. Для этого раскрываю учащимся творческие стороны возможного выполнения ими различных рабочих операций.
  • Постоянно внушаю учащимся веру в собственные творческие силы. Только при этом условии учащиеся будут действовать активно и самостоятельно.
  • Непременным условием для развития творческой личности считаю

умение самостоятельно добывать необходимую информацию (новые знания).

На занятиях кружка показываю учащимся новые приемы выполнения технологических операций, объясняю учащимся, что, возможно, имеются и более совершенные; стараюсь возбудить у них интерес к поиску более рациональных приемов работы.

Стараюсь разрабатывать задания, отвечающие следующим требованиям: они должны создавать условия для применения ранее приобретенных знаний и опыта; быть проблемными, т.е. иметь техническую проблемную ситуацию, которую требуется разрешить как соответствующую техническую или технологическую задачу;

В отзывах наших социальных партнеров, работодателей о качестве

подготовки выпускников колледжа была озвучена одна из проблем – это отсутствие навыков у молодых рабочих проведения сварочных работ при выполнении неповоротных кольцевых швов в труднодоступных местах с использованием зеркала. Действительно, программой п/о не предусмотрена данная тема, но приобретение навыков необходимо. Так выявилось одно из «узких мест», а именно, необходимость смодулировать данную ситуацию для обучающихся путем создания специального приспособления. Учащимся, занимающимся в кружке, было предложено сконструировать данное приспособление с учетом простоты, универсальности. В результате родилось рационализаторское предложение, оно уже изготовлено и опробовано на практике.

Активизация творческой деятельности может достигаться путем

создания своеобразных «ситуаций затруднения», связанных с внесением в задания на занятия элементов новизны, заключающихся в том, что мастер часто сознательно изменяет обстановку, предлагая сварить конструкцию из 4 пластин, где бы присутствовали 4 вида сварочных соединений, выполненных во всех пространственных положениях шва и, самое главное, найти применение данной конструкции. И это все вместо так привычных для учащихся схем и чертежей на плакатах, доске и образцов изделий. 10-15 минут занятия проходят по методу «мозгового штурма» и индивидуальных проработок задания. Интересными являются как результаты работы, так и варианты области их применения.

Следовательно: включение в занятия задач, направленных на творческий поиск путей выполнения предстоящей работы; постановка в процессе занятий кружка дополнительных вопросов наблюдательского и творческого характера; учет при подведении итогов занятий элементов творчества в работе каждого способствует развитию у учащихся творческой активности.

На занятиях кружка учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы на имеющемся в колледже современном сварочном оборудовании, таком как инверторные источники питания, универсальные полуавтоматы для сварки в среде углекислого газа и аргона, используют различное заготовительное оборудование и т.д.

Занимающиеся во внеурочное время учащиеся «кружковцы» показывают отличные результаты на уроках производственного обучения и являются активными помощниками в их проведении. Виды работ на занятиях очень разнообразные: от оборудования рабочих мест в мастерских, изготовление образцов и приспособлений до изготовления элементов ландшафтного дизайна и стеновых панно.

Таким образом, творческий поиск резервов вызывает у учащихся интерес к своей профессии, они начинают верить в свои творческие способности.

Ребята, занимающиеся в кружке, показывают высокие результаты в учебе, на защите выпускной работы. На протяжении трех последних лет все «кружковцы» получают 4 разряд электросварщика ручной сварки и газосварщика на защите письменной выпускной квалификационной работы экзаменационной работы. Особой гордостью являются выпускники 2001 года Соловьев Николай и 2004 года Кузнецов Эдуард, которые получили международные удостоверения Национальной Ассоциации по контролю и сварке. Выпускник 2004 года Петренко Иван, ныне работающий сварщиком 5 разряда в ООО УК «Водоканал» стал победителем конкурса профессионального мастерства среди молодых рабочих промышленных предприятий и учащихся учебных заведений города, посвященного 50-летию Амурска. Иван Мамонов, занимающийся в кружке с 1 курса, в 2009 году стал победителем конкурса Дальневосточного региона профмастерства по профессии «Сварщик», а в 2010 году на Всероссийском конкурсе в г. Саранске был отмечен в номинации «Лучший сварной шов».

Выработанное у учащихся творческое отношение к труду позволяет смотреть на любую порученную им работу как на объект творчества. Все это ускоряет их адаптацию на производстве, а общественное признание результатов творческого труда стимулирует еще большую увлеченность. В результате вырабатывается активная жизненная позиция, сознательность, ощущение причастности к всенародному делу.