Информация для педагогов
25.09.2012
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1.ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ УЧАЩИХСЯ

2.ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

3.РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОБЩЕНИЯ С ПОДРОСТКАМИ

4.СИЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

    Что такое дисциплина?
    Методы предотвращения дисциплинарных проблем на уроке
    Коррекция установок и поведения преподавателя
    Недостатки организации урока
    Приемы стимулирования студентов

1.ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, помогают выбрать профессию. Применительно к выбору профессии, интерес - это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в ней.
В своем развитии профессиональные интересы проходят несколько этапов. Сначала интересы носят характер временных, эпизодических и проявляются в положительном отношении к определенному предмету. Такие интересы если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, или области трудовой деятельности, интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонности - устойчивое стремление заниматься определенной деятельностью, постоянно накапливать знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности. Интересы можно выразить формулой «хочу знать», склонности «хочу делать». Успешный выбор профессии зависит от сформированности интересов.

Советы по развитию профессиональных интересов и склонностей у учащихся.

Интересы и склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Если они не сформированы, нечему и проявляться. Чтобы они проявлялись, способствуйте сознательному включению учащихся в различные виды деятельности. Поиск предполагает смену направлений.
Препятствие, которое человек должен преодолеть для достижения цели, возбуждает, укрепляет интерес к ней. Однако это препятствие должно быть не очень большим и обязательно преодолимым.
Рекомендуйте учащимся, выполняя какое-нибудь скучное дело, изменять установку, настраиваться внутренне на интересное, приводить себя в хорошее настроение, воображать, что будет интересно.
Одной установки мало. Надо приложить определенные усилия и выполнить работу более тщательно, чем всегда. Если внимание не сосредоточено полностью на работе, то неминуемо она покажется скучной.
Сразу интерес не сформируется. Сколько же потребуется времени? Ответ прост - до первого успеха. Успех в деятельности окрыляет человека и дает ему силы, ведет к увлечению.

2.ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Основные особенности юношеского возраста:
Желание занять внутреннюю позицию взрослого человека
Самоопределение в окружающем мире
Понять себя, свое назначение в жизни

На психофизиологическом уровне юноши могут испытывать дискомфорт по следующим причинам:
Незавершенность полного физического развития по всем параметрам;
Ощущение своей физической непривлекательности (хотя бы по одному из параметров)
Неустойчивость эмоциональной сферы;
Особенности высшей нервной деятельности;
Высокий уровень ситуативной тревожности.

На индивидуально-личностном уровне можно отметить:
Задержки развития теоретического мышления;
Отсутствие навыков и приемов смысловой памяти;
Маленький объем оперативной памяти;
Нереалистичность воображения, оторванность его от практики
Высокий уровень личностной тревожности;
Несформированность волевой сферы;
Недостаточный уровень самостоятельности;
Неадекватность самооценки и уровня притязаний;
Несформированность мировоззрения, нравственных эталонов и идеалов;
Отсутствие конкретных жизненных целей и устремлений;
Неудовлетворенность собой.

Трудности, возникающие на социальном уровне, уровне общения, с учащимися, учителями, родителями:
Несформированность навыков общения (замкнутость, застенчивость, болтливость);
Неправильное понимание сущности высших человеческих чувств, отношений дружбы и любви;
Преобладание эгоистических тенденций, неправильное понятие справедливости;
Излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний;
Неприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним;
Неадекватные претензии на статус и роли в различных группах;
Ярко выраженные тенденции к оригинальности;
Проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими;
Понимание смысла жизни и имеющиеся жизненные планы;
Отношение к разным видам труда (теоретическому, практическому, умственному, физическому)
Профессиональные интересы и мотивы выбора профессии;
Совпадение учебных и профессиональных интересов;
Чувство долга и стремление к социальному одобрению.

3.РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОБЩЕНИЯ С ПОДРОСТКАМИ

Позиция взрослого должна быть «рядом с подростком». Позаботьтесь о том, чтобы подросток пользовался правом отвечать за свои поступки, привыкая к т рудной и ответственной позиции взрослого. Это поможет ему обрести самоуважение.
Приучайте подростка к размеренной, самостоятельной жизни через систему требований и расписаний. Подросток может и имеет право участвовать в разработке ближайших и дальних целей в жизни.
Главное - будьте последовательны и постоянны. Избегайте непрерывных запретов «нельзя», «нет». Запрет должен быть разумным и аргументированным.
Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно. Интонации должны быть нисходящими, как будто в конце предложения Вы ставите точку, а не вопросительный знак.
В движениях пусть присутствует уверенность и сила. При этом не надо путать силу с грубостью, взрослые могут быть твердыми, не прибегая к насилию.
Отделяйте поведение подростка, которое вам не нравится, от его личности. Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении подростка, какими бы незначительными они ни были. Если искать - хорошее найдется всегда.

4. СИЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

С поступлением школьника в техникум изменяется характер его жизни. Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины, усидчивости. Работа, начатая в школе по формированию дисциплинированности учащихся, находит свое дальнейшее продолжение в техникуме. Процесс воспитания студентов в этом возрасте (особенно студентов 1 и 2 курсов) является наиболее сложным, так как этот возраст характеризуется интенсивными изменениями в анатомо-физиологическом, психическом и умственном развитии студента, которые влекут за собой изменения в его поведении. У студентов отмечается быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости поведения. Студент, особенно подросткового возраста, нередко не может осознанно управлять своими поступками и эмоциональным настроением, становится весьма чувствительным к интонациям и характеру предъявляемых к нему требований. Учебный процесс обладает большими возможностями для формирования у студентов понимания сущности дисциплины, роли дисциплинированности человека в достижении поставленных перед ним целей. Каждый преподаватель из своего опыта знает, как трудно работать в группе, которая не слушает, не слышит педагога. Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение порядкам. Дисциплина - это подчинение. Студент обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы группа и каждый студент в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности группы и студента.

Что такое дисциплина?

Дисциплина - это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.
Дисциплинированная группа не та, где все сидят боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а та, которая работает на уроке. Все работают. Все заняты делом - слушают объяснения преподавателя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, проводят опыты. Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно. Дисциплина группы измеряется продуктивностью ее работы и больше ничем. (С. Соловейчик Воспитание школы, Москва "Первое сентября", 20002 г.) Дисциплина студентов на уроке - это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Подлинная дисциплина студентов характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

Методы предотвращения дисциплинарных проблем на уроке

1. Занятость каждого студента делом. Преподаватель понимает, что "владеть ситуацией" на уроке - значит вовлечь как можно больше студентов в работу и избегать концентрации внимания только на нескольких студентах. На уроке все имеют задания. Если кто-то решает пример на доске, остальные решают его в тетрадях. Преподаватель просит каждого написать ответ на вопрос, затем один студент отвечает вслух, в то время как другие его проверяют. Если кто-то быстро выполняет задание, преподаватель держит наготове интересную дополнительную работу. В процессе занятия преподаватель должен умело распределять свое внимание, быть в курсе всего, что происходит в аудитории, уметь сосредотачиваться, следить за успехами каждого студента. Необходимо предотвращать переход мелких неполадок в серьезные конфликты (памятка № 1).

2. Контроль темпа урока. Преподаватель должен понимать, что ритм жизни его и студентов различается. Помня об этом, педагог по возможности регулирует ритм жизни данной группы и ведет урок так, чтобы группа двигалась вперед с наименьшими остановками в нужном и гибком темпе. В так называемых "сильных" группах студенты особенно энергичны и шумливы. Работая с ними, педагог избегает ненужных и бесполезных остановок, иначе студенты теряют интерес к занятию и начинают сами развлекать себя. Хотя темп жизни у молодежи выше, чем у взрослых, но со временем люди приспосабливаются друг к другу. Обращаясь ко всей группе, преподаватель останавливается, делает паузу, изменяет тон. Скоро студенты по тембру голоса знают: разговаривает ли преподаватель с отдельным студентом или обращается ко всем сразу. Педагог не затягивает время при переходе к другому заданию, урок проходит "на одном дыхании" не дающем ни на секунду отвлечься от работы.
Многие преподаватели добиваются от студентов порой лишь ложного внимания, но еще великий В.С. Станиславский отмечал, что "внимание заключается не в том, чтобы пялить глаза на объект". Студенты должны не просто смотреть на преподавателя и слушать его, а быть деятельными по отношению к изучаемому материалу, на уроке должна царить рабочая обстановка, способствующая эффективной деятельности.

3. Установка необходимых правил и процедур. Установление основных правил и процедур, - безусловно, важнейшая часть работы. Иначе преподавателю придется терять много времени, отвечая на вопросы: "Как исправить двойку?", "Кому и когда сдавать работу?", "У меня не пишет ручка", "Как дальше решать пример?" и т.д. Педагог должен понимать, что студенты в ситуации неопределенности теряются и, пытаются избавиться от чувства неадекватности ситуации, начинают самоутверждаться, что интерпретируется как нарушение дисциплины. Нежелательно тратить время на выяснение причин опоздания отдельных студентов на урок, других нарушений дисциплины, об этом можно вести разговор после звонка. Первоначально неправильно созданные установки в дальнейшем очень трудно поддаются изменению. С целью поддержания дисциплины преподаватель должен проявлять определенную требовательность, сочетающуюся с уважением к личности каждого студента. Создание и закрепление педагогом правил и норм позволит студентам помнить, что от них ожидают, без лишних указаний со стороны преподавателя. Необходимо добиваться, чтобы коллектив группы был нетерпим к нарушениям дисциплины, поскольку дисциплина на уроке - это основа для устойчивого внимания (памятка № 2).

4. Мотивирование учебы и организация группы. Преподаватель старается создать позитивное отношение к учению, повысить самоуважение студентов в их познавательной деятельности, стимулировать любознательность. Педагог постоянно должен думать о близости содержания занятия и интересов студентов, учить студентов сотрудничать, поддерживать хорошее поведение и опираться на сильные стороны каждого. Он не боится юмора, шуток, не говорит много и долго, отрабатывая четкую реакцию (на уровне рефлекса) на голос преподавателя, - если он говорит, это важная информация, надо слушать (памятка №3).

5. Тщательно разработанная программа обучения с ясными критериями достижения результатов. Преподаватель имеет полный план работы над предметом, программу и способы оценки знаний на каждом этапе обучения. Он стремится осведомить обо всем студентов. Педагог объясняет студентам все "правила игры", план действий на семестр, желаемый результат деятельности, сообщает о способах оценивания знаний, вариантах действий для достижения цели. Каждый студент может видеть перспективу, фиксировать свой постепенный рост и продвижение от одного этапа к другому, что дает чувство удовлетворенности, развивает самоуважение и ощущение собственной компетентности.

6. Создание условий для повышения качества знаний. Преподавателю необходимо выбрать такие методы обучения, чтобы студент мог достичь успеха, создать возможность повторного изучения материала. Для слабых студентов использовать конкретный материал, изучать каждый аспект отдельно, готовить специальные задания для отстающих. Практиковать работу в группах и парах смешенного состава, устраивать консультации (памятка № 4).

Коррекция установок и поведения преподавателя

1. Измените свое восприятие студента или группы. Найдите что-то хорошее и в "трудных" студентах. Один из способов облегчить задачу - начать воспринимать их слабости как сильные стороны. Избегайте несправедливых и импульсивных решений, не имейте любимчиков и отщипенцев, поощряйте заслуженной похвалой и реально значимыми для студентов стимулами.

2. По возможности действуйте уверенно. С "трудными" студентами особенно важен уверенный стиль общения. Даже когда вы не чувствуете уверенности в себе, делайте вид, что держите под контролем конфликтную ситуацию. Делая это постоянно, вы можете в какой-то момент действительно почувствовать уверенность.

Вашу неуверенность может выдать агрессивность, направленность на самоутверждение, что появляется в попытках использовать личную власть, а не правила. Это может быть замечено студентами и спровоцирует ответную агрессию. Говорите громким внятным внушительным голосом, короткими фразами, понятными студентам словами. Если студенты начинают высмеивать педагога это часто их защита в ситуации, когда они банально не понимают, не слышат. Реакция вполне законная, вы мямлите, а они будут в итоге виноваты, если сделают не то, что вы требовали.

3. Помните, что все студенты имеют право на то, чтобы с ними обращались достойно и уважительно. Подростки нуждаются несколько в любви преподавателя, сколько в заботе и помощи. Педагог должен показывать студентам, что ему небезразлично то, что с ними случается. Забота - это действие, которое в отличие от чувств можно контролировать, даже если педагог переживает в это время совсем иные чувства. Преподаватель должен откликаться на просьбы о помощи, сам подходить и помогать в трудных решениях, предлагать варианты выхода из трудного положения, если он действительно хочет, чтобы "трудные" студенты почувствовали себя достойными и начали уважать себя.

4. Акцентируйте внимание на поступках и поведении, а не на личности студента. Обсуждая поступок студента, говорите только о том, что случилось, не обобщайте, не приклеивайте ярлыки: "Ты как всегда:". Контролируйте свои негативные эмоции, лишите желаемой реакции "проблемного" студента. Например, гнев - это то, чего добивается студент, жаждущий власти. Мстительному студенту нужны ваш страх или беспомощность. Готовьте почву для дальнейшего успешного взаимодействия. Думайте о деле, а не о самозащите.

5. Не добивайтесь напряжения ситуации. Не используйте позы превосходства, уничижительные жесты, оскорбительные выражения, сарказм. Не сравнивайте студентов друг с другом, не втягивайте в конфликт других ребят. Не давите, не командуйте, не настаивайте жестоко на своей правоте, не прибегайте к необоснованным изобличениям. Не обсуждайте ситуацию в состоянии возбуждения, дайте "остыть" и себе, и студенту.

6. Позволяйте студенту "сохранять свое лицо". Если студент выполняет ваше распоряжение, но при этом "тянет" несколько секунд, прежде чем согласиться, делает какой-то жест свидетельствующий о неуважении, говорит "не буду, не хочу", чтобы оставить за собой последнее слово, делайте вид, что не заметили этого. Не делайте "из мухи слона", создавая "козла отпущения", не самоутверждайтесь за счет студента.

7. Демонстрируйте неагрессивное поведение. Не позволяйте себе вспышек агрессии, таких как крик, обвинения, унижения, ругань. Показывайте выход из сложной ситуации без агрессии.

8. Умейте организовать себя и свой труд. Хорошая дисциплина студентов на уроке бывает тогда, когда педагог обладает способностью организовать целенаправленную деятельность студентов, увлечь их не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого студента в работу. Многое зависит от умения преподавателя организовать себя и свой труд, направленный на руководство познавательной деятельностью студентов. К.Д. Ушинский писал: "Если ввели: порядок и стройность в занятиях: не оставляя ни на одну минуту одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас, - то классная дисциплина в наших руках."

Недостатки организации урока

Слабая занятость всех студентов учебно-познавательной деятельностью в целом на уроке и отдельных этапах. Это проявляется в том, что деятельность студентов конкретно не определена: не поставлены задачи, не указано, чем, как и почему должны заниматься студенты. Поэтому работа идет в основном с опорой на возможности сильных студентов.
Нерациональная занятость студентов на уроке. Недостатки такой организации состоят в том, что, хотя все студенты на уроке участвуют в учебной работе, учебные задания по своей сложности не учитывают реальные возможности студентов. В результате организация учебного процесса на уроке закладывает предпосылки к низкой учебной продуктивности студентов и создает у них неудовлетворенность трудом, порождает недисциплинированность.

Приемы стимулирования студентов

Правильно используйте поощрения.
Делайте упор на положительные начинания.
Убедитесь, что все студенты, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее.
Хвалите студентов, учитывайте их индивидуальные особенности и недостатки, используйте индивидуальные нормы оценивания.
Соотносите успех студента с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе.
Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается студентом.
Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения, хотя чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
Поощряйте признание студентом своих ошибок.
Одним из стимулов является оценка. Оценка стимулирует:
Если студент уверен в ее объективности.
Если студент воспринимает ее как полезную для себя.
Знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей.
Уверен в том, что ему окажут в этом достижении помощь.
Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.
Наказание - это негативное подкрепление, средство подавления нежелательного поведения посредством лишения чего-то позитивного.
Для того чтобы наказание обладало наибольшим эффектом, придерживайтесь следующих правил:
Будьте последовательны в применении наказания:
Опишите желаемую перемену в поведении, предложите модель правильного поведения.
Заранее сообщите о правилах и возможных последствиях их нарушения.
Предупредите студентов, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание, настаивайте на действиях, а не на обещаниях.
Избегайте случайного подкрепления авторитета хулигана среди одногруппников, наказывайте наедине.
Сделайте наказание неизбежным и непосредственно следующим за поступком, оценивайте только действия студента, а не личные качества.
Делайте предупреждение в спокойной манере:
Говорите спокойно, но твердо.
Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе его повторят студенты.
Сделайте акцент на необходимость остановить конкретное проблемное поведение, а не выражайте неприязнь в целом.
Используйте наказание применительно к конкретному нарушению:
Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе группы, останавливайте неправильное поведение взглядом или движением, адресованным нарушителям.
Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке.
Если студент ведет себя демонстративно с целью привлечения к себе внимания, удалите его на время ("Выйди и подумай о своем поведении").
Выбирайте подходящий для конкретного студента и случая вид наказания, иначе вы можете подкреплять негативное поведение, а не уменьшать его.
Умение предотвратить негативное поведение - один из важнейших организационных навыков педагога. Специалисты считают, что большинство проблем, связанных с поведением на уроке, возникает из-за того, что студенты не знают правил и не следуют им. Взаимопонимание между студентами и преподавателями создаются похвалами, поощрением хорошего поведения и управлением доверия в группе. Дисциплинарные меры крайне редки в обстановке уважения и доверия между преподавателем и студентами.
Ключом к минимизации дисциплинарных проблем является именно умение преподавателя управлять группой. Хорошим преподавателям удается обратить должное внимание на потребности всех студентов во время урока. К сожалению, исследования показывают, что большинство преподавателей чаще всего уделяют внимание одним и тем же студентам, игнорируя других. Естественно, такое поведение преподавателя увеличивает вероятность плохого поведения студентов.
Хороший преподаватель умеет анализировать поведение студентов и делать вывод, поможет ли установленное им правило справиться с ситуацией. Поэтому преподаватели, устанавливающие ясные, прозрачные требования к поведению студентов, более успешны в управлении группой и сталкиваются с меньшим количеством дисциплинарных проблем, чем те, кто не формулирует подобных требований. Когда же четко сформулированное требование не выполнено, преподаватель дает студенту возможность осознать проблему и приводит примеры, как студент мог избежать совершения того или иного поступка. Заранее продекларированные правила предоставляют возможность педагогу решать дисциплинарные проблемы в индивидуальном порядке, и потому поступки нескольких студентов никогда не отразятся на поведении всей группы.
Важно помнить, что требования должны быть ясные и конкретные. Постоянство, с которым преподаватель реагирует на нарушение правил, важно так же, как и установление требований к поведению. Постоянство в сочетании с должным управлением помогает преподавателю снизить до минимума показатели плохого поведения студентов на уроке.
Чуткий преподаватель способен решать большинство дисциплинарных проблем, не прибегая к помощи администрации техникума. Он понимает, что снизив количество дисциплинарных проблем в группе, сможет значительно повысить успеваемость студентов. Ведь чем меньше времени уходит на решение подобных проблем, тем больше его остается на обучение, а чем больше времени идет на обучение, тем больше знаний получают студенты.
Сила преподавателя - в мастерстве, в умении вовлечь каждого, в умении организовать работу так, что каждому есть дело по его способностям. (Антология гуманной педагогики. С. Соловейчик, Москва Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007 г.)

Вернуться назад