КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
25.09.2012

Матвеева И.В.,
преподаватель русского языка и литературы,
КГБОУ СПО «Амурский политехнический техникум»

Контроль знаний, умений, навыков объединяет деятельность преподавателя и учащегося и носит совместный характер. С помощью контроля можно оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять достоинства и недостатки применяемых методов обучения, сравнить результаты своей работы.

К основным компонентам контрольно-оценочной деятельности можно отнести следующие:

  • Выделение тем и разделов, по которым намечается контроль;
  • Подборка вопросов и заданий;
  • Создание моделей желаемых результатов контроля;
  • Проведение контрольных мероприятий;
  • Анализ модели и реальных ответов учащихся.

Что касается терминологии, то под термином «контроль знаний, умений и навыков» подразумевается «контроль учебных достижений». И, пожалуй, этот термин в последнее время наиболее употребим, т.к. учебные достижения рассматриваются как итоговые результаты обучения и являются синонимом термина «подготовленность».

В педагогическом контроле используется термин «оценивание» ( Assessment ) – это процесс формирования оценки учебных достижений

и тестирование ( Testing ) – это процесс применения теста, который является частью процесса оценивания.

По традиционной классификации видов педагогического контроля в обучении выделяются входной, текущий и итоговый контроль. Процессы самоконтроля (самооценки) в эту классификацию не включаются.

Входной контроль не проводится систематически в условиях школьного обучения. В условиях НПО и СПО проводится в виде вступительных экзаменов или проверки уровня грамотности первокурсников по русскому языку или тестирования по литературе (экспресс-диагностика).

В своей практике я провожу срезовый диктант, т.к. в аттестате о среднем образовании практически у всех выставлена «разноуровневая» «3».

Цель текущего контроля – следить за ходом обучения, чтобы получить оперативную информацию о течении учебного процесса для его своевременной коррекции, выявления причин затруднений и ошибок учащихся.

Итоговый контроль (поэтапный, рубежный и заключительный) предназначен для оценки учебных достижений после завершения определенного этапа обучения, прохождения раздела или всего учебного курса. Обычно формой итоговой оценки обучаемого в соответствии с учебным планом, является либо его отметка на экзамене (устном или письменном), либо результат выполняемого теста. Итоговый контроль бывает внешним или внутренним. Внешний проводят независимые структуры, а внутренний – преподаватели.

К функциям контроля можно отнести следующие: контролирующая, диагностическая, воспитывающая, и мотивирующая, развивающая, информационная, сравнительная и прогностическая.

Если говорить о принципах контроля, то можно выделить принцип научности, систематичности, объективности и справедливости, принцип всесторонности.

Хочу остановиться на видах контроля из своего опыта работы по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Перед началом каждого учебного полугодия даю перечень обязательных контролирующих заданий определяющего характера, чтобы учащийся знал, какой минимум отметок должен быть проставлен в журнале. Каждый раздел изучаемой дисциплины имеет контролирующие задания. Даже в разделе «Введение» предлагаю выучить наизусть стихотворение в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева.

Изучение тем «Из истории русского Русский язык конца ХХ века», а также «Язык – знаковая система завершается теоретической письменной работой, где учащиеся чертят таблицу «Происхождение русского языка»


и комментируют ее теоретические вопросы, сопровождают примерами. Интересное контролирующее задание можно предложить ребятам при изучении официально-делового стиля и типов документов. После проработки понятия «реквизиты» и его закрепления предлагаю ребятам найти реквизиты не только в современных документах, но и в таких как «Берестяная грамота», «Челобитная», «Реляция и современная служебная записка».

Вот примеры старинных документов:

Берестяная грамота

Княжему гридю тиун конюший челом бьёт о камне вельми тяжёлом, Валун прозываемом, что на пути из варяг в греки обретаеца.

А от того камня чинитца великая скудость и пополох гостям торговым и смердам и ратным людям и отрокам многим, а нощью особо, а то и до смерти убиваютца, а бы присла смердов аль бо виру известну плати и тому валун-камень великому на пути несть быть и тоим работам цена един алтын

Челобитная

Сыну боярскому служивому от ничтожного холопишки его приказного челобить. Слезьмищи обильная исходя видя яко вреда изменаго учиняет и опришникам и иным слугам царьским камень, что средь дороги государственной имеет быть.

Вели батюшка боярских человеков молотчих нарядить дабы глыбу окаянную изничтожить, а то лучше способное кормление дати дабы камень самим истребить. И той работе цена два рубля.

Реляция

При сем извещаю Вашу милость, что обретающийся на вверенном нашему попечению тракте камень великую помеху ямской езде чинит.

Прошу Вашу милость о содержании того камня истребление либо о солдат дюжих присылке. И та работа обойдется дёшево – триста рублей.

Текст документов прочитывался и был переведен, когда разбирался вопрос «Из истории документов».

Немаловажная роль отводится при контроле учебных достижений различным видам диктантов. Так, при изучении раздела «Лексика и фразеология» провожу лексические диктанты, включая в них специальную лексику с учетом их будущей профессии.

Например, группе станочников предлагаю заучивать такие термины как лекало, штангенциркуль, микрометр, резец и т.д., электромонтажникам – люминесцентный, пассатижи, реостат, контрольный кабель и др.

Слова – термины предварительно заучиваются, как и при проведении словарного диктанта. И норма оценки другая: за одну допущенную ошибку ставится «4», за две – «3». Во время изучения раздела «Фонетика и графика» обязательно включаю в контролирующее задание знание алфавита и правильное произношение названия букв. Встречая недоуменные взгляды ребят, объясняю, что практически ни один из них не может ответить безошибочно. Пытаясь, не готовясь заранее рассказать алфавит, они сами в этом убеждаются. Часто приходится проводить орфоэпические диктанты т.к. сплошь и рядом слышно неверное произношение слов, нарушение орфоэпических норм.

Орфографические диктанты, контрольное списывание, диктант «Проверяю себя», письмо по памяти и другие виды диктантов – это всё звенья одной большой работы – улучшить результаты учебных достижений. Кстати, ранее выученное стихотворение И.С. Тургенева позже предлагаю как письмо по памяти. Цель может быть двоякая: при повторении раздела «Графика и орфография» - соблюдение орфографических норм, а при повторении раздела «Пунктуация» - правильность постановки знаков препинания. Наиболее сложным видом диктантов для учащихся является графический диктант. В этом случае я предлагаю разноуровневый подход, ведь не каждому под силу начертить схему к сложной синтаксической конструкции.

Одним словом, продуктивность учебных достижений будет увеличиваться прямо пропорционально в том случае, когда контроль осуществляется после систематичного научения и является своевременным, когда материал отобран качественно, доступно, не исключая научности. Но при этом нельзя забывать об индивидуальном подходе, т.е. контроль должен быть в системе НПО и СПО разноуровневый. И, конечно же, когда планируется модель ответа преподавателем.